Сохранить для России будущее

8 декабря 2005

У современной России немало проблем. Часть из них досталась нам в наследство, другие возникают по мере развития страны, и каждая требует незамедлительного решения. Но не будет преувеличением заявить, что на сегодняшний день существует одна проблема, сложность и масштабность которой общество до сих пор не осознало в полной мере. А между тем, перешив ее, мы обрекаем сами себя сначала на все более тяжелые условия жизни, а в конечном итоге – на вымирание. Речь идет о концепции демографического развития России. О путях ее реализации “Красной звезде” рассказал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лидер Российской партии Жизни Сергей Миронов.



– Сергей Михайлович, демографические проблемы давно в той или иной степени затрагивают практически все страны мира. А ведь совсем еще недавно ученые пугали нас перспективой перенаселенности земного шара, которая может привести к гибели человечества из-за нехватки пищи. Так, может, и хорошо, что темпы рождаемости замедлились?


– Темпы роста мирового населения достигли максимума – два процента в год – в середине 1960-х годов прошлого века, а затем повсеместно стали замедляться. Ныне они составляют 1,15 процента в год, а по прогнозам экспертов ООН к 2050 году они сократятся до 0,46 процента. Эксперты предсказывают, что к середине нынешнего века в 148 странах мира (а это 77 процентов всего населения планеты) рождаемость будет ниже уровня простого воспроизводства. Угрозой для человечества становится не избыток населения, а его недостаток. К сожалению, масштабы и темпы депопуляции в нашей стране – одни из самых высоких в мире. С 1992 года ученые говорят о начале демографической катастрофы: число смертей в полтора раза превышает число рождений. В результате за последние 13,5 года естественная убыль населения России составила 7,2 млн. человек.


– Но ведь к нам приезжает немало людей из других стран. И хотя не всем это нравится, но именно мигранты помогают смягчить остроту проблемы.


– Да, до недавнего времени убыль населения компенсировалась миграционным притоком населения, в основном русского из бывших союзных республик. Сейчас этот приток стал иссякать. Судите сами: в 1994 году миграционный прирост составил 810 тысяч человек, а в первом полугодии 2005 года – 65 тысяч человек из стран СНГ, а уехали в то же время 15 тысяч, в основном квалифицированные специалисты.


– Но как убедить женщин рожать не одного, а 2 – 3 детей?


– Как свидетельствуют данные опросов, дело тут не только в экономических факторах. Проблема массовой российской малодетности коренится прежде всего в недостатке соответствующей потребности у большинства семей. Мы даже сейчас, в действительно сложных жизненных обстоятельствах, имеем столько детей, сколько бы и хотели иметь. Не больше и не меньше.


– Значит ли это, что уровень жизни не играет никакой роли?


– Напротив, полнота реализации потребности в детях увеличивается при достижении того уровня достатка, который психологически воспринимается как достойный человеческого существования и потому приемлемый для желаемого семьей числа детей. Поэтому многократное в сравнении с нынешним повышение уровня жизни всего народа является первоначальным и главным условием проведения демографической политики, ориентированной на национальные интересы России.


– Насколько продуктивны предпринимаемые меры, для того чтобы изменить нынешнюю неблагоприятную ситуацию?


– Во всех сферах нашей жизни принимается много решений, абсолютно некомпетентных с точки зрения демографической политики. Последствия таких решений особенно ощутимы в жилищном строительстве, совершенно не учитывающем интересы семей с детьми в планировке квартир и домов, в городском и пригородном расселении. Уменьшается количество школьников и выпускников школ, а это значит, что на повестке дня – создание новых форм образования, а не перегруппировка сил путем сокращения числа учебных заведений.


– Депопуляция уже сегодня болезненно сказывается на призыве в Вооруженные Силы страны. Выполнять план призыва становится все сложнее. Скоро и вовсе будет некому доверить защиту Родины…


– Сохранение воинской повинности никак не учитывает тенденцию сокращения числа призывников. С 2006 года начнется период затяжного снижения их численности. Даже в случае активизации демографической политики число 18-летних упадет к 2050 году в 3 раза – с 1,3 млн. до 466 тысяч. Если же все пустить на самотек, то нас ждет уменьшение числа призывников в 4-5 раз, до 260-330 тысяч. Отмена отсрочек от военной службы не прибавит рождений мальчиков, а повышение призывного возраста сразу скажется на понижении брачности и уменьшении рождаемости. Кризис семьи усугубится. Добавьте сюда еще и последствия разрушительной реформы здравоохранения, которая приведет к ликвидации сложившейся в нашей стране передовой системы медицинского обслуживания матери и ребенка.


– Какие меры необходимо предпринять немедленно?


– Главным приоритетом в борьбе с депопуляцией является повышение рождаемости. Для того чтобы повысить ее до уровня простого воспроизводства, при котором численность населения стабилизируется, необходимо активизировать нашу социальную и демографическую политику. На начальном этапе речь должна идти о поощрении семей, желающих иметь 3- 4 детей. Необходимый минимум, к которому мы должны стремиться, – наличие в государстве примерно 35 процентов трехдетных, 14 процентов четырехдетных и 2 процентов многодетных семей. Позднее, на этапе расширенного воспроизводства населения, эти пропорции должны измениться: доля семей с 4 детьми должна возрасти вдвое, а семей с 5 и более детьми должно стать в 7-10 раз больше.


– Население нашей страны вымирает столь стремительно еще и потому, что живем мы существенно меньше, чем во многих странах мира. Видимо, и с этой проблемой необходимо что-то делать?


– Безусловно, повышение рождаемости необходимо сочетать с борьбой за увеличение продолжительности жизни. Не секрет, что за последние годы этот показатель существенно снизился: средняя продолжительность жизни мужского населения нашей страны почти на 17 лет меньше, чем в Японии, на 15 – в Великобритании, на 14 – в США, Франции и Германии. У женщин ситуация лишь немногим лучше: разница с Японией составляет 12 лет, с Францией – 10 лет,


Германией и США – соответственно 8 и 7 лет.


Нам предстоит немало сделать, чтобы настроить систему здравоохранения на решение новых задач и одновременно радикально изменить отношение самих россиян к своему здоровью. Ведь среди основных причин смерти жителей нашей страны (по классификации ООН) – болезни системы органов кровообращения, новообразования и несчастные случаи, отравления и травмы, включая убийства и самоубийства. На них приходится более 80 процентов общего числа смертных случаев. И это так называемые поведенческие причины, которые в большей степени зависят от самого человека и его образа жизни.


– Семья как социальный институт переживает не лучшие времена не только в России. Но именно для нашей страны наиболее остро встает вопрос ее всесторонней государственной поддержки. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в этом направлении?


– Самая первая и главная мера – это многократное повышение уровня доходов населения, и прежде всего семей с несколькими детьми. При нынешних размерах зарплаты в госсекторе бессмысленно вводить налоговые ставки и льготные проценты кредитов в зависимости от размеров семьи по числу детей. Вместе с тем в настоящее время требуется государственная помощь тем семьям, которые без нее просто не могут существовать.


По данным исследований, проведенных Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова, все больше и больше семья в России вынуждена рассчитывать только на собственные ресурсы. Размер ежемесячного пособия на ребенка вырос с 1996 года лишь в 1,32 раза, а прожиточный минимум детей возрос в 5 раз. В результате доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составила менее 3 процентов. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет около 7 процентов от средней зарплаты, а в 1996 году этот показатель был равен 19,2 процента. Получается, что эти пособия крайне мало влияют на поддержку семей с детьми.


– Некоторые администрации в регионах проводят собственную кредитную политику, предоставляя молодым семьям льготные кредиты на покупку жилья. Почему нельзя это сделать в масштабах всей страны?


– Можно и нужно, причем поддержка должна оказываться не после рождения детей, а после регистрации брака и наступления беременности в виде банковских кредитов, сначала беспроцентных. Потом, по мере роста уровня жизни и экономической состоятельности народа, кредиты могут стать и процентными. В то же время они могут погашаться при рождении детей – второго и последующих.


Семью нужно поддерживать, предоставляя семейным работникам налоговые скидки, пропорционально увеличивающиеся в зависимости от числа иждивенцев. Далее речь должна идти о преференциях при получении банковских кредитов для первоначального инвестирования в собственный бизнес. Среднедетные и многодетные семьи целесообразно обеспечить возможностью получения детьми бесплатного образования. Женщина, вырастившая нескольких детей, должна получить право на трудовую пенсию.


– Но нас десятилетиями воспитывали в убеждении, что женщине обязательно нужно реализовать себя как работника на производстве. Кто и как может убедить нынешних девушек, что большая семья – это и есть ее истинное предназначение?


– Без благоприятного общественного мнения затраты ресурсов на проведение демографической политики окажутся безрезультатными. Об этом свидетельствует опыт стран Восточной Европы, предпринявших подобную попытку в 1960- 1970-х годах. Так что успех во многом будет зависеть от средств массовой информации, которые сейчас пропагандируют зоологический индивидуализм: возьми от жизни все! А надо бы сосредоточить внимание на пропаганде семейного образа жизни и семейных ценностей. Это касается и кино, в котором почему-то делается упор на показ скандалов, измен, проституции и других негативных проявлений. Государство просто обязано продумать финансирование государственного общественного телевидения, не отдавая его целиком на откуп частному сектору.


Все, о чем мы сегодня говорим, -это не очередные страшилки, которыми мне бы хотелось кого-нибудь испугать. Напротив, я призываю всех, кому небезразлична судьба России, принять самое деятельное участие в реализации программ по демографической политике. Только объединенными усилиями можно создать такой климат в обществе, который остановит кризис и сохранит будущее великой страны.


Источник: ("Красная звезда" (Москва).-08.12.2005.-227.-с.1,2)