Сергей Миронов: Российско-украинские отношения не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных факторов

12 октября 2005


– Как бы Вы охарактеризовали бы отношения между Россией и Украиной, какой Вы видите их дальнейшую перспективу?



– Убежден в том, что российско-украинские отношения, имеющие характер стратегического партнёрства, не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных факторов. Всем нам надо исходить из той истины, что от уровня двустороннего сотрудничества и взаимодействия непосредственно зависит жизненное благополучие миллионов граждан наших стран.


В этой связи следует отметить актуальность скорого начала работы Российско-Украинской межгосударственной Комиссии, председателями которой являются президенты России и Украины. Убежден, что приоритетным направлением деятельности Межгоскомиссии, разумеется, наряду с политическими и гуманитарными проблемами, должно стать развитие российско-украинского экономического сотрудничества. При этом исключительно важное значение имеет углубление нашего делового и инвестиционного взаимодействия. Полагаю, что под эгидой Межгоскомиссии должен быть образован Совет по деловому и инвестиционному сотрудничеству, в состав которого должны входить представители не только крупного капитала, но и среднего и малого бизнеса.


Отрадно, что согласован и скоро будет утвержден План действий Россия-Украина на 2005-2006 годы, в котором, в частности, зафиксированы важные положения о продолжении работы по формированию Единого экономического пространства, углублении взаимодействия в топливно-энергетической сфере, областях транспорта, высоких технологий, космоса.


Без сомнения, значительная роль в развитии нашего двустороннего диалога принадлежит межпарламентским связям. Одной из новых форм такого сотрудничества может стать включение в состав межгосударственной Комиссии представителей парламентов обеих стран. Хочу выразить надежду, что их работа в этой Комиссии будет реальным вкладом в нахождение решений по всему комплексу вопросов российско-украинских отношений.


– Скептики утверждают, что Украина не станет членом Единого экономического пространства и это интеграционное образование необходимо развивать без участия Киева. Ваш комментарий.


– Социологические опросы населения говорят о том, что более половины украинцев поддерживают вхождение государства в Единое экономическое пространство. По данным украинских аналитиков, товарооборот Украины с одной только Россией (не считая остальных стран СНГ) в денежном выражении почти в 3 раза больше, чем с четырьмя странами ЕС (ФРГ, Франция, Италия и Польша).


Еще одним аргументом в пользу вхождения Украины в ЕЭП является тот факт, что реализация данного договора позволит увеличить товарооборот между странами на 50-70%, придаст дополнительный импульс к увеличению темпов роста ВВП наших стран на 1-2%.


Кроме того, создание единого экономического пространства четырех стран – России, Белоруссии, Казахстана и Украины (которые составляют 80% внешнеторгового оборота стран СНГ), еще не принятых в ВТО, будет способствовать их интеграции в европейское экономическое пространство. Дело в том, что вместе будет легче привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами.


– Многие украинские политики заявляют о стремлении их страны стать членом НАТО. Какие коррективы, на Ваш взгляд, необходимо будет внести Москве в линию отношений с Киевом в случае реализации этой идеи?


– Считаем, что каждая страна свободна выбирать тот вариант обеспечения своей безопасности, который считает наиболее эффективным.


Вместе с тем, cледует отметить, что Россию и Украину связывают двусторонние обязательства, в том числе военно-политические, зафиксированные, в частности, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. Думаю, что украинская сторона будет учитывать это при выстраивании своих отношений с НАТО.


Подчеркну, что все вопросы, связанные с европейской безопасностью, должны решаться ответственно, цивилизованно. Главное для нас – чтобы это происходило в обстановке доверия и транспарентности, чтобы в результате не появлялись новые разделительные линии или основания для подозрительности, учитывались в полном объеме законные интересы безопасности России.


Ведь и страны-члены НАТО, и мы сталкиваемся с одними и теми же опасными вызовами на общем евроатлантическом пространстве, и в первую очередь – со стороны терроризма. И вести успешную борьбу с ними можно лишь солидарно, сообща.


Жизнь подтверждает, что само по себе механическое, без учета сложных современных реалий расширение альянса на Восток – это ответ старыми средствами на угрозы эпохи “холодной войны”. В результате расширения эффективность противостояния угрозам сегодняшнего дня пока не повысилась. Поэтому мы в России не видим в таком процессе позитивных моментов.


– Насколько сейчас, по Вашему мнению, учитываются интересы российского бизнеса на Украине?


– Взаимосвязь экономик наших государств сложилась далеко не сегодня. Она имеет глубокие исторические корни и свои особые традиции, приоритеты. Поэтому в независимости от политической ситуации российско-украинские торгово-экономические отношения не стоят на месте, а продолжают развиваться. Об объемах российского бизнеса на Украине говорят такие цифры: его финансовые активы обеспечивают треть нефтепереработки, пятую часть трубопроката. Работа 40% трубопроводов и треть ЛЭП обеспечена заказами России. В стране около 30 российских банков, в туризме четверть капиталов – из России.


Такого мощного присутствия в экономике государства нельзя не учитывать. Если посмотреть на перспективу, то станет ясно, что значительное увеличение российских инвестиций, например, в металлургический сектор, в наукоемкие отрасли промышленности будет только на благо украинской экономики. Пример успешной работы российских нефтяных компаний говорит сам за себя.


Главное – чтобы на Украине существенно улучшился инвестиционный климат, чтобы иностранные инвесторы были уверены в надежности своих капиталовложений.


– Насколько остро, на Ваш взгляд стоит вопрос защиты русского языка и русскоязычного образования на Украине? Какие действия могла бы предпринять Москва для поддержки русскоязычного населения Украины?


– Считаю, что вопрос о развитии русского языка в Украине, как нам представляется, должен быть решен с учетом гуманитарных интересов миллионов граждан Украины, считающих его своим родным или использующих его в повседневной жизни.


Как известно, из почти 48 миллионов граждан Украины русскими себя считают 8,3 миллиона или 17 процентов. При этом русский язык является родным для почти 30 процентов украинских граждан. Экспертные оценки свидетельствуют о том, что на русском языке постоянно говорит более половины граждан страны.


Что касается политики, проводимой украинскими властями в отношении русского языка, то должен заявить откровенно: на протяжении всего постсоветского периода наблюдается процесс сокращения области его применения. Сокращается количество русских школ, изданий русскоязычной литературы и периодики, ограничивается применение русского языка в СМИ и образовании. При этом национальное законодательство Украины обеспечивает гарантии беспрепятственного свободного развития и использования родного языка во всех сферах жизни.


Между тем, Россия сама демонстрирует образцы решения проблем украинского населения. Действуют украинский центр и библиотека в Москве, кафедра украинистики в Белгородском университете, во многих регионах действуют украинские школы.


Считаю, что придание официального статуса русскому языку укрепит многовековые традиции русско-украинского двуязычия, сложившиеся в Украине, а также будет способствовать духовному сближению наших братских народов, развитию культурных связей, расширению гармоничных межнациональных отношений.


– Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблем приграничного взаимодействия России и Украины, в частности на межпарламентском уровне?


– В прошлом году мы провели в Харькове специальную встречу российских и украинских парламентариев по данному вопросу. На этой встрече был одобрен проект двустороннего межправительственного Протокола о содействии нормальному жизнеобеспечению на приграничных территориях. В дальнейшем он был принят на заседании двусторонней Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Украины. Я обратился к Правительству России с просьбой ускорить подготовку этого документа к подписанию.


Уже в ближайшее время ожидается подписание межправительственного Соглашения о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины, которое существенно упрощает эту процедуру и будет способствовать активизации приграничных связей.


Уверен, что и российский, и украинский парламенты заинтересованы в скорейшей ратификации этого важного международного акта. Наши государства стараются совершенствовать и свои национальные законодательства, регулирующие различные аспекты приграничного сотрудничества. В Украине принят и действует Закон “О трансграничном сотрудничестве”. Проект Федерального закона “О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации” год назад был внесен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Совета Федерации.


Источник: (ИА "Интерфакс".-12.10.2005, 16.00)