15 июля 2005
Сергей Миронов:
– Подводя итоги, есть все основания считать, что Совет Федерации поработал хорошо. Не буду утомлять перечислением принятых законов, но приведу несколько примеров. Это, конечно, подготовленный по инициативе Совета Федерации доклад о состоянии избирательного законодательства, эффективная работа совместно с Советом законодателей по подготовке к реализации 131-го федерального закона, успешно проведенные IX Петербургский экономический форум и III Всероссийская конференция по мониторингу правоприменительной практики, 6 законодательных инициатив Совета Федерации, 5 из которых уже стали законами за весеннюю сессию… Все это говорит, что мы успешно и профессионально поработали. А потому есть основания быть довольными итогами весенней сессии.
Должен сказать, что многие законопроекты, которые готовит Совет Федерации, требовали довольно серьезной экспертной работы, к которой мы подключали научные силы. На последнем Совете палаты заслушан промежуточный отчет по этой работе, который позволяет говорить о том, что во время осенней сессии можно ожидать значительного количества инициатив Совета Федерации. Самое главное, они будут носить концептуальный характер, и у нас есть все основания полагать, что они в итоге реализуются, хотя, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Но мы считаем, что “лучше меньше, да лучше”, чтобы к нашим законам не было претензий.
Среди наиболее важных законов, одобренных Советом Федерации, на весенней сессии выделил бы следующие. Например, оперативно подготовленный закон (это была инициатива Президента России, прозвучавшая в его Послании Федеральному Собранию), касающийся отмены налогов на дарение и на наследование. Он – очень важный и нужный для большинства граждан нашей страны. Если говорить о политической составляющей сессии, то отмечу закон по избирательному законодательству. Здесь, абсолютно не сомневаюсь, никакой точки не поставлено, и думаю, что такой точки мы еще долго ставить не будем, потому что постоянно идет мониторинг по правоприменительной практике, и еще возникают многие вопросы. Например, приведу частный случай. Хотя Российская партия ЖИЗНИ честно выполняет обязательства по долгам и по думской, и по президентской избирательным кампаниям, мы столкнулись с интересным моментом, не зафиксированным в законе. Сегодня, может быть, какое-нибудь СМИ “забыло” о том, что мы им должны 1000 рублей, но, когда начнется новая избирательная кампания, они могут вдруг об этом вспомнить. А это, в свою очередь, может стать основанием для лишения партии возможности использовать СМИ на общих основаниях… Уверен, соответствующую поправку надо вносить, хотя это частный случай, но он характеризует ситуацию. Надеюсь, что наше избирательное законодательство будет постоянно меняться в лучшую сторону.
Важен и закон об Общественной палате, который вступил в силу уже с 1 июля, и в ближайшее время первые 42 члена палаты будут назначены Президентом России. Также нельзя не отметить и закон по изменению параметров бюджета 2005 года в связи с тем, что у нас появились дополнительные доходы по итогам первого квартала. То, что мы увеличили и базовую пенсию, и зарплату бюджетникам, решили многие вопросы по дорогам, по ветхому жилью, – это весьма позитивно… Впрочем, таких важных законов, принятых на этой сессии, намного больше.
Законодательство должно быть системным и спланированным
– Каковы, на ваш взгляд, Сергей Михайлович, перспективы реализации основных выводов доклада о состоянии законодательства в России, подготовленного Советом Федерации?
– То, что мы приняли решение о подготовке такого ежегодного доклада, это очень важно и актуально. Кстати, сейчас в палате уже идет работа по докладу за 2005 год, и мы ее представим на суд общественности в начале следующего года.
Что же касается основных выводов, сделанных в нашем докладе о состоянии законодательства, то они уже влияют и на законотворческий процесс, и на взаимоотношения с Правительством России, причем в лучшую сторону. Можно сказать, что критика услышана и признана конструктивной. Так, возобновление работы трехсторонней комиссии по подготовке бюджета и по его текущей корректировке – это прямое следствие подготовки нашего доклада. При этом мы по-прежнему считаем, что в стране должен существовать системный подход к законодательству. Этап фрагментарного несистемного законодательства, и это мы отметили в докладе, себя исчерпал, и мы должны оставить его в прошлом.
Именно исходя из такой постановки задачи мы и планируем наше сотрудничество с Правительством, с коллегами по Госдуме, с Администрацией Президента России. Повторю, в законотворчестве должен быть системный подход и (в хорошем смысле этого слова) планирование.
Правительство меняется. И в лучшую сторону
– За прошедшие полгода вы довольно часто и порой весьма резко критиковали Правительство. Как бы вы резюмировали эту критику и не считаете ли возможными какие-то кадровые изменения в кабинете министров?
– Вопрос по кадровой политике – не к Совету Федерации. В четверг мы будем встречаться с премьером Михаилом Фрадковым, ведущими министрами. Кстати, решено такие встречи сделать традиционными и проводить их по итогам каждой сессии. Тем более что у нас есть о чем поговорить.
Впрочем, хочу отметить, что те публичные обсуждения, которые происходят на заседаниях Правительства, не являются фактом, свидетельствующим об эффективности работы этого коллегиального органа. Думаю, что могут быть разными точки зрения, но когда мы видим просто перепалки и отсутствие четких предложений, то действительно возникают вопросы об эффективности такого Правительства. В целом же, считаю, очень многие вопросы должны решаться более эффективно не только с опорой на макроэкономические показатели или некие экономические формулы, но и на реалии нашей российской жизни.
Также мне представляется абсолютно правильным, что наши ведущие министры стали более активно ездить в регионы. Я вижу, как постепенно, может, медленнее, чем хотелось бы, меняется точка зрения членов кабинета на процессы, происходящие в стране. Если два или даже год назад категорически утверждалось о невозможности использования средств Стабилизационного фонда, то сейчас уже речь идет о создании инвестиционного фонда. Уверен, это шаги в правильном и нужном направлении. Похоже, что эффективность, которую мы ждем, приходит постепенно. Процесс становления работы Правительства, возможно, занял слишком много времени, хотелось, конечно, чтобы все происходило быстрее, но в итоге мы имеем то, что имеем.
– Как вы оцениваете участие сенаторов в бюджетном процессе?
– Напомню, что 11 июля (впервые в истории палаты) мы фактически провели “нулевое чтение” в стенах Совета Федерации. Были приглашены все руководители законодательных органов субъектов, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф рассказали о параметрах бюджета на 2006 год и их видении вообще на бюджетный процесс. Сейчас уже есть среднесрочный план и до 2008 года.
В свою очередь у членов Совета Федерации было очень много вопросов, потому что не все нас устраивает в тех подходах, которые декларирует наше уважаемое Правительство. Но мы будем не только внимательно наблюдать за бюджетным процессом, но и намерены в нем участвовать.
Поэтому когда в конце августа проект бюджета на следующий год будет внесен в Федеральное Собрание, мы надеемся найти в нем ответы на те вопросы, которые ставим перед Правительством как палата регионов.
Бесланская комиссия: “утечка” исключена
– Продолжается работа парламентских комиссий по Северному Кавказу и по расследованию бесланского теракта. Каковы промежуточные итоги их деятельности?
– К сожалению, проблемы, которые есть на Северном Кавказе, не локализуются, а многие из них не решаются, возникают новые очаги напряженности. Так, очень напряженная и тревожная ситуация в Дагестане. И в этой связи решение палаты о продлении работы временной комиссии по Северному Кавказу еще на год – совершенно логичное и правильное. Кстати, инициаторами этого выступили как раз наши коллеги от Северного Кавказа. И сегодня если бы у меня была возможность (хотя бы теоретическая) сказать, что на заседании нашей комиссии были найдены какие-то алгоритмы решения существующих сложных проблем, я был бы счастлив. Но, увы, реалии таковы, что идет непростая работа, и Совет Федерации постоянно в ней участвует. Наши предложения мы всегда направляем и в Администрацию Президента РФ, и полпреду в ЮФО.
Относительно же комиссии по расследованию теракта в Беслане должен сказать, что реально написаны уже многие главы будущего итогового отчета. Идет кропотливая работа. Хочу отметить: любые новые факты комиссия считает нужным изучить в обязательном порядке. Все это требует дополнительного времени. Поэтому мы далеки от того, чтобы называть какие-то сроки завершения работы.
По поводу слухов относительно того, что журнал “Шпигель” располагает материалами доклада, хочу заявить: никакой утечки из нашей комиссии каких-либо материалов (тем более текста черновика доклада) не могло быть. Эти материалы никому не могут быть известны. Многие СМИ просто хотят постоянно подогревать интерес к своему изданию. Тем более что текста доклада пока еще нет. Да, многие главы написаны, причем могу даже сказать, что пока воедино сведенных этих материалов не видели даже члены комиссии. У нас обеспечен необходимый режим доступа. И только в окончательном варианте доклад будет оглашен публично и станет достоянием общественности.
Осень предстоит напряженная
– Уже одобрен план приоритетных мероприятий Совета Федерации на осень. Что бы вы выделили из “осенних” приоритетов?
– Конечно, самый важный вопрос – это очередной закон о бюджете на 2006 год. Также есть целый ряд законопроектов, которые сейчас приняты в первом чтении Госдумой, и их дальнейшее рассмотрение пройдет как раз осенью. Например, это вопросы реализации федерального закона N131. Так, есть здравые предложения, чтобы дать возможность самим регионам поэтапно, по мере готовности входить в режим исполнения этого закона. При этом позиция Совета Федерации заключается в том, чтобы не откладывать вступление в действие закона на 2-3 года, а дать возможность с 1 января 2006 г. ввести этот закон тем субъектам, которые уже готовы к его реализации. Потом можно предоставить временной лаг (допустим, в те же 2-3 года), когда каждый субъект своим законом вводит в действие 131-й федеральный закон на своей территории, в полной мере либо частично наделяя полномочиями муниципальные образования. Считаю, что это тоже будет один из важнейших законов во время осенней сессии.
Без работы, понятно, мы не останемся, потому что план у Госдумы большой. Потому можно сказать, что осенняя сессия будет довольно насыщенная.
– А чем намерены, Сергей Михайлович, заниматься в каникулы?
– Если говорить обо мне, то традиционно в летний период я всегда считаю возможным и необходимым посетить несколько регионов России. Так будет и сейчас. При этом в Совете Федерации постоянно будет находиться либо Председатель, либо один, а иногда и несколько моих заместителей. Есть также и планы по проведению “круглых столов”, по подготовке законотворческих инициатив, запланированы и некоторые зарубежные визиты. Уже 15 сентября все комитеты и комиссии палаты приступят к работе, а 21 сентября пройдет первое пленарное заседание осенней сессии… Так что работа продолжается.
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-15.07.2005.-№126.-с.2)