Экологическая безопасность и качество жизни

17 июня 2005

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, подписанная Президентом еще в 2000 году, включает в себя и экологическую безопасность. Однако до сих пор экологическую обстановку в нашей стране нельзя назвать благополучной. 5 мая 2005 года Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации с участием ряда влиятельных профессиональных ассоциаций и общественных объединений провел совещание на тему «Об улучшении качества жизни и обеспечении экологической безопасности в регионах России». Об итогах совещания, о том, что делают законодатели для того, чтобы защитить нас от экологических угроз, рассказал нам Председатель Совета Федерации С.М.Миронов.


– Как вы считаете, располагает ли сейчас Россия современной нормативно-правовой базой для обеспечения экологической безопасности?


– Обсуждая экологическую обстановку в нашей стране со специалистами, мы пришли к выводу, что одной из причин такого экологического неблагополучия является противоречивая и недостаточная нормативно-правовая база. Другая причина заключена в низком качестве государственного управления, в том, что даже существующие нормы экологического права не соблюдаются. К примеру, Экологическая доктрина, принятая в 2002 году, зачастую просто игнорируется. Многие руководители предприятий, не стесняясь, называют ее «филькиной грамотой» и отказываются выполнять экологические требования. В результате государственная стратегия в области экологической безопасности не реализуется. Чтобы экологическая доктрина перестала быть ни к чему не обязывающей декларацией, нам необходим закон, предусматривающий полную ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда окружающей среде и здоровью населения. Необходимо создать систему экологического страхования, обеспечивающую признание исков по возмещению экологического ущерба. Только так можно защитить конституционное право граждан на благоприятную экологическую среду.


В значительной мере экологическая безопасность обеспечивается государственным контролем над качеством продуктов питания, промышленной продукции и процессом ее производства. Главным орудием контроля является национальная система стандартизации.


Начало этому процессу положило принятие в 2002 году федерального закона «О техническом регулировании». Этот закон принципиально меняет порядок сертификации качества продукции. Однако сами государственные стандарты остаются устаревшими. В результате нашим сертифицированным самолетам запрещают приземляться в международных аэропортах, а наши новые машины продают за границей как подержанные, потому что их выбросы в несколько раз больше, чем это допустимо в Европе.


На повестке дня – установление новых стандартов. Это сложнейшая работа, которая потребует не одного года. Сейчас предстоит обновить хотя бы часть ГОСТов, регламентирующих производство особо опасной в экологическом отношении продукции. Наши стандарты нужно привести в соответствие с международными нормами.


– Экологически чистым продуктом в мировой практике называют не просто безопасный в санитарном отношении продукт, а продукт высшего качества, создаваемый в строгом соответствии со стандартами экологического производства. Производятся ли такие товары у нас в стране?


– Вопрос – какой продукт можно считать экологически чистым? – один из самых дискуссионных. Как правило, экологическая безопасность продукции устанавливается в процессе сертификации, удостоверяющей соответствие производства определенному регламенту. В странах Евросоюза, Америке, Японии предъявляются разные требования к экопродукции. Каждая страна разрабатывает свой национальный регламент в сфере экологической безопасности. Эксперты практически в один голос утверждают, что отсутствие такого регламента в нашей стране является камнем преткновения для формирования ответственного рынка экологически безопасной продукции.


Общий технический регламент «Об экологической безопасности» разрабатывает сейчас ФГУ «Центр эколого-экономических исследований и информации» Министерства природных ресурсов. Проект регламента выложен в Интернете, сейчас идет его активное общественное обсуждение. К августу этого года проект должен быть окончательно готов. Но даже принятие этого документа не станет панацеей от всех бед. Помимо общего регламента, потребуются еще десятки специальных регламентов, в которых будут изложены требования к экологической безопасности в различных отраслях производства. Только таким образом мы сможем создать эффективную систему защиты окружающей среды и наладить производство экологически чистых продуктов.


– Экологически чистые продукты можно вырастить только в экологически чистых районах. На Западе считают, что Россия – это сплошная зона экологического бедствия. Можем ли мы производить экологически чистые продукты?



– Экологическая обстановка в нашей стране весьма неоднородна. Наряду с катастрофически загрязненными территориями существуют районы, где экологические показатели находятся в норме. В отличие от многих стран Россия смогла сохранить удивительно чистые угодья и источники чистого сырья. С этой точки зрения у России сегодня есть реальный шанс стать крупнейшим мировым производителем экологически чистых продуктов. Наши ученые разработали уникальные, и что немаловажно, недорогие технологии «очистки» сельскохозяйственных земель. Для их внедрения в практику в первую очередь нужна политическая воля и только во вторую очередь финансовые ресурсы.


Экологическое сельское хозяйство – новая тенденция в мировой экономике. Она возникла в противовес интенсивным агротехнологиям, усиленному применению химических удобрений, пестицидов, гербицидов. Сейчас доля экологически чистых продуктов составляет около трех процентов в мировом товарообороте продуктов, но рынок экопродукции увеличивается с каждым годом.


В то же время экологизация сельского хозяйства имеет огромное значение для улучшения окружающей среды. Сейчас мало кто помнит, а между тем более половины всех загрязнений в Советском Союзе создавало именно сельское хозяйство. Конечно, экологически чистые агротехнологии менее продуктивны по сравнению с интенсивными способами хозяйствования. Но и цены на экопродукцию, как правило, значительно выше. Экопроизводство может быть выгодно для национальной экономики. К примеру, в Китае увеличение доли органической продукции в общем объеме производства продовольствия увеличило реальные доходы крестьянства на 7 процентов.


Российский внутренний рынок демонстрирует большой интерес к экологической сельхозпродукции. Его проявляют как производители, так и покупатели. Люди готовы платить больше за действительно качественные продукты питания.



– Помимо государственной программы стандартизации и мер, предусматривающих наказания для нарушителей экологического законодательства, важны и меры по поощрению экологически безопасного производства, защиты экологически чистых территорий. Что делается в этом направлении?


– Как ни странно, нов основном этим занимаются не государственные органы, а общественные объединения предпринимателей. Именно они формируют рынок экологически безопасной продукции, организуют конкурсы, выявляя отечественные товары наилучшего качества. В результате им удалось сформировать общественную организацию «Союз производителей и поставщиков экологически чистой продукции», объединить около 400 предприятий.


Выявлением экологически чистых территорий тоже занимаются общественные организации. Государственные органы сосредоточены в основном на определении зон экологического бедствия и районов экологических катастроф. А предпринимателям нужны чистые территории, чтобы с гордостью писать на этикетках своих товаров: «Произведено в экологически чистом районе». Они поощряют работу администраций, реализующих экологические программы в своих районах.


К сожалению, интересы экопроизводителей защищены сейчас недостаточно. Экологическая маркировка, проводимая общественными организациями, не предусматривает каких-то санкций для недобросовестных производителей. Это приводит к тому, что некоторые производители завышают цены на свою продукцию, не имея при этом никаких сертификатов.


Нужно навести порядок в сфере сертификации и маркировки. Было бы правильно, чтобы разрешение на экологическую маркировку продукции давали бы также государственные органы сертификации. Таким образом, покупатель и на внутреннем, и на внешнем рынке мог бы иметь авторитетное подтверждение экологической безопасности российских продуктов сельскохозяйственного производства.



– Какие государственные меры по развитию экологического производства вы считаете первоочередными?



– Думаю, здесь должен быть разработан целый комплекс мер. Сошлюсь на примеры стран, которые имеют уже немалый опыт в продвижении экологической продукции на внутренних и внешних рынках. Страны Европейского Союза установили дополнительные меры поддержки для предприятий, занимающихся производством экологически чистых продуктов. Эти меры предусмотрены на разных уровнях: общеевропейском, федеральном и муниципальном. К ним относятся дотации и субсидии, размеры которых зависят от площади сельхозугодий и поголовья скота. Кроме того, государство оказывает помощь в проведении научных исследований в области экологического сельского хозяйства, развитии экологического семеноводства и выведении новых пород животных.


Эко-предприятия получают также дополнительные средства в рамках разнообразных программ. Существуют программы поддержки высокого качества продуктов питания, развития региональных сбытовых систем, сохранения и улучшения ландшафтов, отказа от использования синтетических химических удобрений и пестицидов. Отдельную проблему представляет перевод наших предприятий на систему экологического менеджмента. Многие предприятия готовы выполнять экологические требования, но они не знают, как это сделать. Руководители жалуются на нехватку информационных материалов, обучающих тому, что им нужно делать, чтобы снижать негативное воздействие на окружающую среду в долгосрочной перспективе.


В России нет национального стандарта экологического менеджмента. При этом международное сообщество активно внедряет системы управления, снижающие экологические риски. К сожалению, введение систем экологического менеджмента не предусмотрено даже Экологической доктриной. Это ограничивает возможности предприятий, нацеленных на зарубежные рынки. Им приходится сертифицировать экологический менеджмент на своих предприятиях в соответствии с международным стандартом. Если мы хотим, чтобы в нашей стране развивалось экологическое производство, мы должны наладить национальную систему сертификации экологического менеджмента. И сделать это нужно безотлагательно.


– Сегодня три четверти всего ввозимого в Россию продовольствия содержит генетически модифицированные компоненты. В Европе такую продукцию продать сложно, покупатели относятся к трансгенам крайне негативно. И хотя большинство россиян тоже считают, что продукты с ГМ-компонентами есть нельзя, торговля ими ведется весьма бойко. Не пора ли нам защитить внутренний рынок от подобного импорта?


– Абсолютно с вами согласен и должен сказать, что эту проблему мы обсуждали на нашем совещании. К сожалению, сейчас в нашей стране нет регламентов, в соответствии с которыми вся потенциально опасная продукция в обязательном порядке подвергается исследованиям на генетически модифицированные источники и маркируется. Если в продукте есть ГМ-компоненты, на упаковке обязательно должна быть надпись «Настоящий продукт содержит генетически модифицированные организмы». В декабре 2004 года был принят соответствующий закон. Однако исполнять этот закон никто не торопится. С 1 июля этого года вступает в силу ГОСТ, регламентирующий внешний вид этой маркировки. Но производители до сих пор уверены, что исполнение этого ГОСТа носит рекомендательный, а не обязательный характер.


Поскольку санкций в отношении нарушителей нет, генетически-модифицированный соевый белок смело подмешивают как в колбасу, так и в детские смеси, не указывая при этом реальный состав продукта. Тем самым грубейшим образом нарушается право людей на достоверную информацию о рисках и угрозах для здоровья.


Между тем ряд авторитетных экспертов предупреждают о неблагоприятных последствиях для здоровья и продолжительности жизни, вызванных употреблением ГМО. Даже у лекарств, которые проходят многолетние клинические исследования, 10% побочных эффектов невозможно выявить. К использованию ГМО-продуктов нужно подходить с еще большей осторожностью. Ведь долгосрочных исследований, подтверждающих безопасность употребления этих продуктов не проводилось. Поэтому я убежден, что Россия должна строго контролировать ввоз, производство и распространение трансгенных компонентов.





Источник: ("Природно-ресурсные ведомости" (Москва).-06.2005.-№21-22)