1 декабря 2004
Управление оборонно-промышленным комплексом требует совершенствования.
23 ноября в Совете Федерации состоялось первое заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса России. О том, что это за орган и каковы его задачи, “ВПК” постарался узнать, что называется, из первых рук.
Сразу подчеркнем, что подобный совет – явление вообще-то новое в руководящей “вертикали” оборонно-промышленного комплекса страны, которая сегодня, к сожалению, дает значительные сбои и требует серьезной модернизации. Почему? Причин тому -масса, но главная является следствием рыночных отношений, к которым далеко не все предприятия ОПК оказались готовы, как и система управления ими. А Экспертный совет, подобно скорой помощи, как раз и призван исправить существующее положение дел на данном отрезке времени, повысить эффективность деятельности верхней палаты российского парламента по законодательному обеспечению реформирования и развития отечественной “оборонки”.
В состав Экспертного совета вошли председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озеров, заместитель министра обороны России – начальник вооружения ВС РФ, генерал армии A.M. Московский, директор Федеральной службы по оборонному заказу А.Ю. Бельянинов, генеральный директор ФГУП “Рособоронэкспорт” С.В. Чемезов, генеральный директор ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование” С.Д. Бодрунов, председатель Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга В.П. Кавешников, другие представители конструкторских бюро, предприятий и организаций ОПК России.
О серьезности намерений законодателей, думается, говорит и тот факт, что совет образован даже не при Совете Федерации, а при его председателе. Сергей Миронов согласился дать ответ на первый вопрос еженедельника.
– Как вы собираетесь действовать, чтобы оставаться в законодательном поле и в тоже время не дублировать уже созданные законотворческие органы Государственной Думы и Совета Федерации?
– Прежде всего, подчеркну, что это было первое, организационное заседание Экспертного совета. На нем мы приняли план работы на будущий год, обозначили некоторые принципиальные позиции. Например, договорились, что будем не только заслушивать информацию, но и вносить конкретные предложения по совершенствованию уже существующей законодательной базы или готовящимся законам, их концепциям. Это тем более важно, поскольку именно мы даем заключение по тому или иному закону в профильные комитеты Государственной Думы. А значит, можем использовать право законодательной инициативы в виде поправок ко второму чтению. Этот алгоритм и будем использовать. Глубоко убежден: вопросы оборонно-промышленного комплекса требуют постоянного государственного внимания. Более того, они требуют, я бы сказал, настойчивости и терпения. Ведь как только это внимание ослабевает, происходят удивительные вещи: начинаются непонятные процессы планирования. В результате самая современная техника странным образом порой оказывается там, где она не должна быть. И служить тем, кому не должна служить по определению.
– Почему Экспертный совет создан именно сейчас, и как, собственно говоря, появилась эта идея?
– Распоряжение подписано еще в июле этого года. Что касается идеи… Во время поездок по регионам России я постоянно бываю на предприятиях ОПК. После одной из командировок было организовано специальное совещание, где, собственно говоря, и родилось предложение о создании Экспертного совета. Затем был сформирован его персональный состав.
– Но законодательная база по ОПК уже давно разработана и действует. Разве ее недостаточно?
– Недостаточно. Не нужен, может быть, специальный закон по “оборонке”, но просто необходимо постоянно отслеживать текущее законодательство, вовремя вносить в него изменения, начиная, скажем, с закона о лицензировании и заканчивая законом об акционерных обществах. Вот этим мы как раз и будем заниматься. Следующее заседание, думаю, пройдет уже в новом 2005 году, скорее всего – в январе-феврале. Повестка его уже определена.
* * *
Сейчас трудно сказать, насколько долгой окажется жизнь у только что родившегося Экспертного совета. Но важно не это – главное, что руководство страны, наконец, отчетливо осознало: проблема есть и ее надо предметно решать. Спокойно, взвешенно, с калькулятором в руках. Словом, так, как того требуют интересы государства, его национальной безопасности.
Олег Валентинов.
Источник: ("Военно-промышленный курьер" (Москва).-01.12.2004.-№046.-с.5)