Спикер Совета Федерации Сергей Миронов: "Какая бы горькая правда ни была - она будет сказана"

22 сентября 2004

“Впервые в России создается подобная совместная комиссия по парламентскому расследованию. Все наработки этой комиссии лягут в основу будущего закона об институте парламентского расследования. Но надо четко понимать: комиссия создавалась не для того, чтобы закон грамотно написать. Мы уверены: общество вправе знать правду, – заявил председатель Совета федерации СЕРГЕЙ МИРОНОВ в интервью спецкору “Известий” НАТАЛЬЕ РАТИАНИ, пояснив выработанную схему работы парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане: – Заседания комиссии будут проходить в закрытом режиме, и присутствовать там смогут только председатели двух палат”.


По словам Миронова, “промежуточные наработки комиссии озвучиваться в прессе не будут, но итоговые результаты работы – достоверная информация о причинах и обстоятельствах трагедии – будут преданы гласности”. Максимальный срок работы комиссии – 6 месяцев, но Совфед рассчитывает уложиться раньше.


– Сергей Михайлович, давления не боитесь?


– Если логика расследования приведет к необходимости получить информацию от высших должностных лиц государства – мы это сделаем. Я хочу также обратить внимание на слова президента – он считает необходимым достоверно выяснить все обстоятельства происшедшего. Этой установке мы и будем следовать. Президент также дал указание всем содействовать работе комиссии. Какая бы горькая правда ни была – она будет сказана.


– Обществу пообещали открытое расследование, а потом – фактически с первых минут работы – комиссию закрыли. О какой гласности может идти речь?


– Наша задача сделать так, чтобы вся информация была доступна. Но доступны должны быть уже итоги работы, а не промежуточные решения, обнародование которых может привести к обратному эффекту. Поэтому и была выработана формула – гласность в действиях комиссии, но закрытая информация о том, что стало известно в результате встреч и действий. Так, вчера в Беслане комиссия затребовала карты региона и попросила показать, где размещены посты ГАИ, блокпосты, потом они выехали на места и проверили: есть ли посты и действуют в реальности или только на бумаге. Вчера же члены комиссии встречались с Дзасоховым и Андреевым. Про это я вам говорю открыто, а о чем был разговор и результаты поездки – информация закрытая. Вначале нужно собрать все части головоломки, что позволит выстроить единую картину, а потом уже обнародовать результаты. Кстати, я дал задание опросить и всех журналистов, которые работали там в эти дни, – ваши наблюдения важны.


– Депутаты утверждают: открытость расследования можно обеспечить только благодаря их присутствию в комиссии. Дескать, существующие в Думе оппозиционные фракции не дадут скрыть правду от общественности.


– Все это дурь. По-другому назвать, увы, не могу. Мы в среду наблюдали всю свободу некоторых депутатов: главное – до окончания заседания выйти на камеры и высказаться. В парламентской комиссии главное не это – нужна профессиональная работа. Давайте перестанем перетягивать одеяло в ту или иную сторону. Сейчас намного важнее собрать по максимуму информации из всех источников и вычленить те факты, которые требуют дополнительной проверки. Впервые создается такая совместная комиссия по парламентскому расследованию – все ее наработки лягут в основу будущего закона об институте парламентского расследования.Уверен, там будут прописаны многие детали, которые никогда бы не родились, если бы у нас не было такого опыта, который комиссия приобретет сейчас. Но надо четко понимать: комиссия создавалась не для того, чтобы закон грамотно написать. Мы уверены – общество вправе знать правду. Задача у ФСБ, прокуратуры – найти виновных, определить, где и какие инструкции были нарушены. Мы же должны знать, что работа нашей комиссии ляжет в основу каких-то решений или спецрасследований спецорганов.


– Сейчас много стали говорить о возможном возрождении осетино-ингушского конфликта. Что палата регионов собирается делать?


– Межнациональные вопросы у нас никогда и не исчезали из повестки дня. Мы всегда проявляли особое внимание к национальным республикам и к тем процессам, которые там протекают. Любые проявления межнациональной вражды надо пресекать. Органы прокуратуры и милиции в этом деле должны вещи называть своими именами. Сейчас очень важна разъяснительная работа со старейшинами, с конфессиями, с населением. Без обдуманной политики на Северном Кавказе не справиться. Народу надо объяснить, что нелюди, которые посягнули на самое святое – жизнь детей, как раз и преследовали эти цели. Не должно получиться так, что, лишив жизни детей Осетии, они в конечном итоге достигнут и этой цели – посеют межнациональную вражду.


– А на повестке дня вновь не стоит вопрос о создании суперсилового министерства?


– В самих силовых структурах, думаю, если и есть какие-то предложения, то сейчас самое время их рассмотреть. Но советовать со стороны не стоит – доверить надо профессионалам. Сейчас все необходимые меры совершаются семимильными шагами. На что раньше требовался месяц, сейчас делается за два дня. Жизнь заставляет.


Источник: ("Известия" (Москва)-22.09.2004.-№175.-с.1,3)