21 сентября 2004
В Северную Осетию сегодня направились члены парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане. Пока туда поехали только члены Совета Федерации. Потом к ним должны присоединиться депутаты Государственной Думы.
– В нашем эфире инициатор создания этой комиссии – председатель Совета Федерации Сергей Миронов. И главный вопрос, который всех волнует: какие конкретно задачи перед комиссией поставлены, что они должны получить?
МИРОНОВ: Конкретно задача комиссии заключается в следующем. Достоверно установить причины и обстоятельства совершения террористического акта в Беслане, республика Северная Осетия (Алания) 1-3 сентября этого года. Эта задача по форме. По окончании работы комиссией будет составлен и представлен доклад федеральному собранию о всех выявленных причинах и обстоятельствах трагедии.
Доклад комиссии по Беслану станет достоянием народа.
– А чем тогда объясняется то, что вы сказали, что в комиссии будут работать люди, имеющие высшую форму допуска? Кстати, не могли бы вы пояснить, что такое “высшая форма допуска”?
МИРОНОВ: Форма допуска бывает различной. Все зависит от того, чем люди занимались до того, как стали депутатами и членами Совета Федерации. У некоторых, до того, как они стали депутатами, например, была первая или вторая форма допуска. Сейчас стандартно третья форма допуска, там есть разные градации. И депутаты, и члены Совета Федерации имеют право работать с самыми секретными материалами. И при работе данной комиссии, конечно, это потребуется. Когда я говорил, о высшей форме допуска, я подчеркивал, что по статусу каждый из нас обладает высшей формой допуска, той, которая необходима для работы с любыми документами, а здесь вы сами прекрасно понимаете, потребуется работа с самыми секретными и документами, и распоряжениями, и закрытыми ведомственными приказами.
– То есть на самом деле любой член Совета Федерации, любой депутат Государственной Думы теоретически могут быть членами комиссии?
МИРОНОВ: Конечно. Но решением Совета Федерации мне было поручено сформировать состав парламентской комиссию. Я считал, что эти люди должны быть опытными с точки зрения и жизненного опыта, и профессионального. Люди взвешенные, люди, умеющие работать и с документами, и с людьми, что очень немаловажно. Возможно, имеющие опыт работы и в спецорганах такие, как СВР, ФСБ, Министерство обороны, Генеральная прокуратура или просто прокуратура, МВД, так и люди, которые, наоборот, никогда не имели никакого отношения к этим структурам. Вот если мы посмотрим на тех 11 человек, которые вошли от Совета Федерации в состав этой парламентской комиссии, то пятеро из них в прошлом, скажем, имели отношение к силовому блоку. Это могли быть любые структуры и подразделения, которые я выше перечислил. А шестеро из них никогда к этим блокам не относились.
– А по каким критерием отбирались гражданские?
МИРОНОВ: И по роду работы, и просто зная людей. Люди, обладающие опытом гражданской высшей государственной службы. Например, бывший заместитель председателя министра Советского Союза Гусев Владимир Кузьмич. И многие другие коллеги, которые имели опыт и законодательной, и парламентской, и государственной работы. Ведь здесь нужно будет спросить в прямом и переносном смысле этого слова с любого должностного лица, какой бы пост он ни занимал. И при этом нужно чувствовать уверенность и ответственность за порученное тебе дело. Вот по этому принципу я и формировал данный состав комиссии. И я абсолютно уверен: каждый из тех, кого мы делегировали в эту комиссию, с достоинством и честью выполнит поставленную перед ним задачу и в конечном итоге мы все, в данном случае граждане России, узнаем всю правду, какой горькой она ни была. О том, как такое могло случиться и как конкретно, посекундно, поминутно, с персоналиями все это происходило.
– Тем не менее, список от Совета Федерации вызвал несколько вопросов, в том числе вопрос был о том, почему не вошли члены Совета Федерации, знающие ситуацию на Северном Кавказе? Называлось, например, имя Рамазана Абдулатипова, человека, который занимался межнациональными отношениями. Почему он не вошел в эту комиссию?
МИРОНОВ: Он представляет Саратовскую область. Если мы посмотрим на то, какие регионы России представляют члены парламентской комиссии от Совета Федерации, мы обратим внимание, что, во-первых, представлены все федеральные округа. Очень много представителей национальных республик, но в данном случае речь не идет только о Северном Кавказе, у нас много национальных республик. В комиссию вошли люди, которые хорошо знают многие аспекты. Например, Владимир Кулаков, который 8 лет провел на Северном Кавказе, генерал-полковник, который знает многие вопросы военной службы, службы внутренних войск МВД. И в этой связи мы считали, что нельзя не включить в комиссию представителя республики Северной Осетии (Алания) и Эрик Русланович Бугулов вошел в эту комиссию.
– Еще больше вопросов вызывает состав комиссии со стороны Государственной Думы. Пока называют только ее численный состав. 7 представителей “Единой России”, по одному представителю от “Родины”, КПРФ и ЛДПР. Почему отдано такое предпочтение “Единой России”. Я понимаю, что это самая большая фракция в Государственной Думе. Тем не менее, почему именно такое соотношение? Почему там нет ни одного независимого депутата?
МИРОНОВ: Вопросы, которые вы задаете, не ко мне.
– Это только к Государственной Думе?
МИРОНОВ: Конечно.
– То есть вы им никаких условий не ставили?.
МИРОНОВ: Мы договорились с председателем палаты Борисом Вячеславовичем Грызловым о количественном составе комиссии, что это будет 21 человек, 11 – от Совета Федерации, 10 – от Государственной Думы. И мы договорились, что возглавит комиссию мой заместитель Александр Торшин. И я благодарен за это Борису Вячеславовичу, что он согласился.
– Вы уже упомянули о том, что члены комиссии будут встречаться с людьми самого разного уровня, в том числе и с чиновниками очень высокого ранга. Правильно ли я понимаю, что комиссии даны очень широкие полномочия?
МИРОНОВ: Комиссии даны максимальные полномочия. Я хочу напомнить высказывание президента Российской Федерации, когда мы с ним встречались, и когда я проинформировал его о том, что мы создаем парламентскую комиссию, он казал, что, действительно, стоит задача узнать всю правду и все обстоятельства должны стать известны. И при этом сказал, что даст поручение всем органам власти, в том числе и правоохранительным структурам, и Генеральной прокуратуре, чтобы все материалы необходимые, все документы были представлены, и такое указание дано. И комиссия обладает всеми полномочиями и возможностями для того, чтобы выполнить свою задачу.
– Сергей Михайлович, очень много комментариев было по поводу вашего заявления о том, что вы взяли, чуть ли ни подписку о неразглашении тайны во время работы комиссии. Вы запретили всем членам комиссии говорить о расследовании. С чем связана такая строгость?
МИРОНОВ: Да, действительно, я утвердил положение о работе парламентской комиссии. В данном случае, конечно, я могу вести речь только о членах Совета Федерации.
– То есть это касается только их?
МИРОНОВ: Но я не сомневаюсь, что наши коллеги по Государственной Думе поступят точно так же, потому что, в конце концов, мы руководствуемся здравым смыслом. Я считаю, что до тех пор, пока комиссия ни выявит все факты и не сделает публичный доклад, совсем негоже, если у нас каждый член комиссии будет выходить к журналистам и говорить: а вот, вы знаете, мне сегодня стало известно, что, оказывается. Нам нужна истина и нужна спокойная работа. Более того, я абсолютно не сомневаюсь, что будут ситуации, когда информация будет получаться на условиях анонимности источника. Я еще раз хочу подчеркнуть, вся эта информация обязательно будет перепроверяться. И, кстати, в окончательном докладе каждый факт, каждая фраза, каждое предложение будет документально подтверждено. На все будет четкий ответ и, причем, обязательно это будет видео-, аудио-, или любой другой официальный документ.
Мы не хотим устраивать политическое шоу. Тем не менее, в положении говорится, что в рамках работы парламентской комиссии предусматривается проведение парламентских слушаний, то есть публичные пресс-конференции все же будут. Мы хотим дойти до конца и, действительно, докопаться до сути. Поэтому, повторюсь, нам нужна спокойная работа. Вся информация, которая станет достоянием парламентской комиссии, в конечном итоге будет вся сведена в доклад, который обязательно станет достоянием общественности и гласности.
– Вы второй раз уже повторяете, что доклад станет достоянием общественности и гласности. Тем не менее, например, в Соединенных Штатах не целиком был опубликован доклад комиссии “9.11”. В докладе будет абсолютно все или тоже будут закрытые части?
МИРОНОВ: Спасибо за вопрос, потому что у меня пока нет возможности заранее предугадать, что будет в этом докладе. Конечно, нельзя исключить того, что какие-то части или какие-то материалы, или может быть какие-то детали будут помещены в закрытом докладе. Но исключительно для того, что бы не навредить. Все, что касается действия или бездействия должностных лиц, утаиваться не будет. Возможно, будет закрыта информация, относящаяся к сохранению безопасности граждан страны. Но хотел бы отметить еще раз, вся информация будет обнародована. Утаек не будет.
– Есть какие-то временные рамки для работы комиссии?
МИРОНОВ: Мы не смогли установить определенного срока работы, потому как не имели представления об общем объеме информации. Необходимо проверить все документы, опросить очевидцев, проверить факты и многое другое. Но в материально-техническом обеспечении комиссии, заложена сумма из расчета на 6 месяцев. Мы рассчитываем и надеемся, что работа комиссии закончится в более короткие сроки. Но это пока лишь предположения.
– Сколько будет стоить работа этой комиссии?
МИРОНОВ: Все необходимые затраты мы делаем из сметы Совета Федерации, направленной на обеспечение деятельности Совета Федерации. Дополнительных средств из бюджета не потребуется. Дополнительных зарплат не будет. Все, что было необходимо для поездки в Беслан рабочей группы, мы сделали, в том числе, снабдили комиссию и диктофонами, и видеокамерами, и прочими техническими средствами. Повторю еще раз, все только в рамках сметы палаты Федерального собрания.
– Вопрос от Олега Ивановича из Адыгеи: “Одной из причин терактов является коррупция. Закон о коррупции до сих пор не принят. Когда этот закон будет принят?”
МИРОНОВ: Абсолютно справедливый вопрос. Думаю, что закон должен был быть принят еще вчера. Ржа, которая разъедает все на своем пути – это коррупция. Я уже говорил, но повторюсь вновь: на каждой взятке после Беслана – кровь ребенка. К чему мы ведем наше государство? К чему мы ведем нашу страну? Дали взятку гаишнику на дороге, врачу. А к чему это приводит? Нужны законы… Нужна позиция каждого гражданина. Желание противостоять страшной угрозе.
– Но как Совет Федерации будет подталкивать Государственную Думу к тому, чтобы ускорить этот процесс?
МИРОНОВ: Не сомневаюсь, что подталкивать никого не надо.
– Сами все уже поняли?
МИРОНОВ: Все прекрасно понимают, что более, чем своевременно принимать соответствующий закон.
– После Беслана, если удастся сделать то, о чем вы сейчас говорили, – узнать всю правду, займетесь другими событиями?
МИРОНОВ: Вы знаете, если наша парламентская комиссия оправдает ожидание наших людей, всех нас, а я уверен, что будет именно так, то я считаю, что необходимо будет пересмотреть закон о парламентском расследовании. И я думаю, что как раз реальный опыт работы нашей парламентской комиссии и подтолкнет и покажет, собственно говоря, что это должен быть за закон.
– Но пока нет этого закона.
МИРОНОВ: Такого закона нет. Хотя об этом говорилось. И даже есть некие предложения. Но я знаю эти предложения. Взят опыт многих стран мира. А ведь надо посмотреть, что реально нужно в этом законе. Сейчас мы создали парламентскую комиссию без всякого закона. И я не сомневаюсь, что она свое дело сделает профессионально и добьется итогов, правды об этом событии. Но на самом деле, возвращаясь к вашему вопросу о других расследованиях, я, например, знаю, что еще до того, как я стал членом Совета Федерации, в Совете Федерации была создана комиссия по расследованию причин, приведших к дефолту 98-го года. Но результатов не было..
– В докладе будут только причины, которые привели к трагедии, или там будут еще какие-то выводы сделаны, что нужно сделать то-то, то-то?
МИРОНОВ: Второй задачей комиссии как раз и ставится: подготовить предложения по недопущению впредь подобных трагедий.
Я благодарю нашего гостя. Напомню, что это был председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Ведущая – Елена Щедрунова
Источник: (Радиостанция "Маяк"-21.09.2004, 16:18)