14 сентября 2004
«ФК»: Сергей Михайлович, Байкальский экономический форум обычно воспринимается как продолжение Петербургского. Но в прошлом году на встрече с депутатами Законодательного собрания Иркутской области вы высказали мысль, что Петербургский и Байкальский экономические форумы в скором времени приобретут разную специфику: ПЭФ будет иметь гуманитарную направленность, на нём будут обсуждаться аспекты мирового развития, взаимодействия государств и народов, а БЭФ станет площадкой для обсуждения экономических тем, «мозговых атак» по самым актуальным для России вопросам. Выходит, что основная цель Байкальского форума изменилась?
Сергей Миронов: Основная цель Байкальского экономического форума остаётся прежней. Это формирование взвешенного государственного подхода к развитию Дальнего Востока и районов Сибири как важнейших частей России. Отсюда и стержневая идея форума. Это необходимость эффективного использования уникального геоэкономического и геополитического положения России в целом и, в частности, регионов Сибири и Дальнего Востока — богатого интеллектуального и ресурсного потенциала, возможностей внутренней и внешней интеграции экономики при разработке стратегии развития страны в XXI веке.
Но эти идеи так и останутся идеями, если процесс пойдёт по накатанным рельсам административных решений. Необходимо включить инициативу и заинтересованность регионов, местных властей, предпринимателей, сделать их полноправными участниками этой работы. Надо выработать механизм взаимодействия, который обеспечит соблюдение общенациональных интересов и в то же время позволит реализовать те экономические проекты, которые наиболее эффективны, наиболее востребованы на местах, дают наибольшую отдачу для развития экономики регионов и для качества жизни людей.
Байкальский экономический форум — это как раз та площадка, где встречаются представители всех уровней власти, бизнеса и обсуждают важнейшие, самые актуальные с их точки зрения задачи, договариваются о взаимодействии, вырабатывают компромиссы, чтобы осуществить намеченное.
«ФК»: Байкальский экономический форум проходит под эгидой Совета Федерации совместно с Минэкономразвития Российской Федерации, Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», администрацией Иркутской области, с участием ТПП России и PCПП. В этом году впервые в его подготовке активное участие принимал МИД. Столь представительный состав организаторов форума сам по себе привлекает к нему внимание всего мира и позволяет добиваться эффектных политических результатов. Например, в июне в рамках подготовки к БЭФ в Иркутск с ознакомительным визитом съезжались послы 50 стран мира. А как обстоит дело с экономическими результатами? Надо ли ждать от этого форума новых интересных контрактов?
С. М.: Эффективность форума определяется не только количеством заключённых контрактов и их суммами. Главное — это достижение согласия, договорённостей, позволяющих решать коренные экономические проблемы. Назову такие важнейшие вопросы, как реформирование налоговой системы, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, привлечение инвестиций, развитие транспортной системы, создание инновационной инфраструктуры и многое другое. У Байкальского, как и у Петербургского экономического форума, прекрасные перспективы. С каждым годом увеличивается число участников, количество стран, желающих прислать своих представителей.
Полагаю, нам не нужно копировать Давос. Пускай это будет совсем другой по форме международный экономический форум, но именно российский, который позволит максимально использовать и развивать богатейший потенциал Сибири и Дальнего Востока. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — важный ресурс в решении этой задачи. Специально к форуму подготовили сборник инвестиционных проектов Сибири и Дальнего Востока. Одних только крупных проектов, направленных на укрепление связей Сибири со странами АТР, существует более десяти. Среди них — освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, строительство нефтепровода Россия — Китай и ряд других.
Говоря об экономических результатах, не надо забывать и о том, что Совет Федерации и Государственная Дума России заинтересованы в Байкальском форуме как в инструменте, с помощью которого может быть сформирован социальный заказ для законодателей. Многие идеи, которые зарождались и затем обсуждались там, впоследствии претворялись в конкретные законы. Идеи для целого ряда законов, которые должны способствовать более быстрому развитию нашей экономики, например для закона о рынке ценных бумаг, формировались именно в ходе дискуссий на экономических форумах.
Особо я выделил бы, пожалуй, вопросы, связанные с развитием интернет-экономики, электронной торговли. На форуме прошло очень содержательное обсуждение связанных с этим проблем. Итогом стал модельный закон об электронной цифровой подписи, который сегодня на сто процентов внедрён в национальное законодательство не только России, но и ещё восьми стран СНГ. Во многих других законодательных документах появились новые моменты, отражающие новые экономические условия, связанные с этим потребности предприятий и граждан. В частности, в Таможенном кодексе мы сейчас прописываем положение об электронных таможенных декларациях. Всё это — тоже результат экономического форума.
Безусловно, главная цель всей нашей работы — достижение более высоких темпов экономического роста. Но рост экономики — не самоцель, он нужен как средство, позволяющее повысить уровень и качество жизни людей. Поэтому уже стало традицией, что главный акцент дискуссий на форуме делается на том, как оптимально сочетать высокий экономический рост и улучшение качества жизни. В результате такой дискуссии, как показывает опыт, ежегодно появляются новые идеи и концепции социально-экономического развития, новые законодательные предложения, хозяйственные и инвестиционные проекты. И Третий Байкальский форум не будет исключением.
«ФК»: Ключевые предложения и рекомендации байкальских экономических форумов были востребованы при разработке принятой Правительством Российской Федерации «Стратегии экономического развития Сибири», которая определяет перспективы развития региона до 2020 года. За это время его экономика должна перестать быть зависимой от сырьевой составляющей. Предполагается также, что Дальний Восток и Забайкалье станут ориентироваться не только на удовлетворение внутренних потребностей России, но и на запросы Запада, особенно в области глубокой переработки минеральных ресурсов. Всё это должно стать залогом устойчивого развития экономики. Насколько реальны эти планы и что является тормозом их скорейшего воплощения в жизнь?
С. М.: Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения, что именно Сибири будет принадлежать в ближайшем и отдалённом будущем ведущая роль в обеспечении экономического развития России, устойчивого её роста, в том числе и в социальной сфере. Её природно-ресурсный потенциал при разумном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого и полноправного вхождения России в мировую экономику. Безусловно, в плане реальных сроков решения этой задачи многое будет зависеть от масштабов тех инвестиций, которые можно будет направить на освоение новых месторождений, создание новых производств, развитие необходимой инфраструктуры.
Но как раз в этой области положение дел в Сибири не радует. Инвестиционные проблемы пока нарастают, и если ситуация не изменится, то «планов громадьё» так и останется на бумаге. Иностранные инвестиции идут в основном в сырьевые секторы российской экономики либо в отрасли, работающие преимущественно на ёмкий внутренний рынок (например, в пищевую промышленность). Но и они чаще всего обходят Сибирь стороной.
Возникает замкнутый круг: низкая эффективность производства – плохое финансовое положение предприятий – отсутствие инвестиций – дальнейшее снижение конкурентоспособности. Разорвать его сможет только эффективная промышленная политика государства. Рекомендации байкальских форумов как раз заключаются в том, чтобы определить её задачи, возможности, ресурсы и механизмы.
«ФК»: Часто говорят о растущей экономической интеграции российских регионов Сибири и Дальнего Востока в хозяйственную систему Азиатско-Тихоокеанского региона. Как этот процесс увязывается с национальными интересами России, с развитием единого комплекса экономики нашей страны?
С. М.: Если различные регионы какой-нибудь страны больше тяготеют в экономическом плане к своим зарубежным соседям, чем друг к другу, это совершенно ненормальная ситуация. Она возможна только в государстве со слабой экономикой и слабой политической системой. В России сегодня экономика динамично развивается, политическая ситуация стабильна. Мы должны (и для этого есть все условия) придать международным интеграционным процессам те формы, в которых они отвечают национальным интересам страны в целом.
Для регионов Сибири и Дальнего Востока сотрудничество со странами АТР, несомненно, перспективное направление развития. Но это лишь составная часть более широкого процесса. Не случайно для Третьего Байкальского экономического форума избран девиз: «Европа – Россия – АТР: интеграция и сотрудничество». Находясь между двумя мировыми экономическими гигантами – Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, Россия может стать связующим звеном и естественным участником масштабного евразийского хозяйственного комплекса.
Прежде всего речь идёт о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, которая даст весомый экономический эффект как для стран Европы и АТР, так и для самой России. Развитие международного железнодорожного маршрута на основе Транссиба позволит сократить издержки на перевозки на 15-20 процентов. Большие перспективы имеет и освоение новых кросс-полярных авиационных маршрутов, заметно сближающих регионы Америки с азиатскими регионами.
Понятно, что наших соседей и партнёров, исходя из их интересов, сегодня интересуют прежде всего сырьё и транспортные маршруты. Инвестиции в перерабатывающую промышленность пока явно не соответствуют по масштабу потенциалу российской экономики. Даже не очень дорогие мощности по переработке древесины Китай и Япония, активно потребляющие наш лес, предпочитают развивать у себя, приобретая у нас лишь сырьё.
Но такое положение дел не отвечает нашим интересам. Изменить его должна активная и целенаправленная политика государства. Здесь нужны разумные ограничения, с одной стороны, и действенные стимулы развития, модернизации производства, привлечения инвестиций, с другой стороны. Россия не должна стать пассивным элементом системы, простым мостом, соединяющим два оживлённых экономических центра.
В таком понимании, в рамках такого подхода международная интеграция приобретает значение, вполне отвечающее интересам нашей страны. Международные транспортные маршруты – это и новые возможности для развития российских городов, предприятий. Россия известна во всём мире как обладатель не только природных ресурсов (их объём превышает общий совокупный объём ресурсов стран «большой семёрки» в два-три раза), но и интеллектуального и научного потенциала, накопленного нашей страной за всю её историю. Синтез этих двух резервов определяет стратегическую линию подъёма российского хозяйства — через соединение ресурсного богатства и интеллектуального потенциала России, через воссоздание на этом фундаменте мощной современной промышленности.
«ФК»: Сибирь и Дальний Восток богаты лесом. От того, кому он принадлежит, насколько по-хозяйски используется, в немалой степени зависит экономическое и финансовое благополучие и всего государства, и отдельно взятого региона. Что могут сделать законодатели, чтобы порядка в лесопромышленном комплексе страны стало больше?
С. М.: Государство должно усилить своё влияние на происходящие в лесопромышленном комплексе процессы, не ущемляя при этом прав предпринимателей. Сегодня ситуация в лесопромышленном комплексе характеризуется печальными цифрами. Мы теряем свой лес (в прямом и переносном смысле) по многим причинам, но главная из них — отсутствие эффективной государственной политики и структуры управления лесопромышленным комплексом. В новой редакции Лесного кодекса должны быть чётко зафиксированы ответы на вопросы о разделении полномочий между федеральными и региональными органами власти. Необходимо снять все имеющиеся противоречия и создать условия для согласования работы властей всех уровней.
Чтобы Лесной кодекс эффективно работал, он должен решать две основные проблемы: гарантировать сохранность и полное воспроизводство лесов и одновременно обеспечивать рациональное использование древесины и других ресурсов леса в интересах развития экономики страны.
В результате широкого обсуждения проекта Лесного кодекса идея о возможности частной собственности на лес была устранена. Вместо этого важную роль в решении проблем лесного хозяйства должны сыграть новые хозяйственные механизмы — аренда леса, в том числе на срок до 99 лет, и концессия лесного фонда. Нам представляется, что с точки зрения экономической эффективности, мотивации предпринимателей, привлечения в лесное хозяйство необходимых финансовых ресурсов такие меры будут не менее действенны, а для контроля и защиты лесного богатства дадут больший эффект.
Помимо Лесного кодекса Россия остро нуждается и в национальной лесной программе, которая существует во всех развитых лесопромышленных странах мира. Наша общая задача — найти золотую середину между экономическими, экологическими и социальными интересами общества. Сделать так, чтобы наши лесные богатства не только использовались, но и в обязательном порядке восстанавливались.
«ФК»: Начавшаяся в 90-е годы реальная конкуренция с мировым хозяйством заставила переоценить индустриальный потенциал Сибири и Дальнего Востока. Каковы основные параметры социальной и экономической системы данного региона, которые мы можем и должны достичь в проектируемом будущем? В чём конкурентные преимущества Сибири и Дальнего Востока в геоэкономическом соревновании регионов России и глобального мира?
С. М.: Глобализация — это не новая международная игра, в которой выигрывают все. Каждый её участник стремится максимально использовать в своих интересах те преимущества, которыми он располагает. Преимущество стран «золотого миллиарда» — сильная экономика. Если действуют законы свободного рынка, она втягивает в себя ресурсы всего остального мира. Но другие страны вовсе не обязаны играть только по чужим правилам, если они при этом всё время проигрывают. Надо находить в своей экономике, в своём обществе, сильные стороны и максимально использовать связанные с этим возможности.
У России есть свои цивилизационные особенности. Надо не догонять или повторять кого-то, а идти своим собственным путём, который предписан историческими, социально-культурными и природно-климатическими условиями страны, и работать на опережение, развивать наукоёмкие и информационные технологии, что откроет перед Россией широкие горизонты самостоятельного и устойчивого развития. Надо сделать всё, чтобы Россия оставалась Россией.
Участники экономических форумов, организуемых Советом Федерации, ясно говорят: России не подходит роль бедной падчерицы. И предлагают конкретные решения для проблем страны, для проблем регионов Сибири и Дальнего Востока. Нам нужен принципиально новый тип социальной интеграции, основанный на стратегии устойчивого роста благосостояния граждан за счёт эффективного использования национальных ресурсов.
Задача такого эпохального масштаба, как возрождение Сибири и Дальнего Востока, может и должна решаться в контексте общемировых тенденций глобализации и регионализации, которые охватили сегодня весь мир. Но это должен быть путь не пассивного подчинения влиянию внешних факторов, а активного, инициативного участия России в интеграционных процессах. Он должен учитывать стратегические интересы наших соседей — без этого партнёрства быть не может. Но исходить всё-таки из интересов как России в целом, так и её восточных регионов.
Цель и смысл присутствия России в АТР в свете глобализации как раз и состоит в том, чтобы обеспечить экономическое, политическое и цивилизационное взаимодействие, соразвитие России с государствами этого региона мира в интересах подъёма Сибири и Дальнего Востока нашей страны. Сегодня существует множество возможностей для интеграционного взаимодействия российской, европейской, азиатско-тихоокеанской экономик и других стран мира. Важно не упустить этот шанс, данный России временем. Но, развивая отношения с мировым сообществом, надо помнить о своих интересах и не поступаться ими.
Миронов Сергей Михайлович, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Родился 14 февраля 1953 г. в г.Пушкине в семье военнослужащего. Окончил геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В.Плеханова, экономический факультет Петербургского государственного технического университета, Северо-Западную академию госслужбы и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Служил в воздушно-десантных войсках.
В 1976-1991 гг. работал по специальности в системе Министерства геологии СССР.
В 1994 г. избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
В июне 2001 г. был избран представителем Законодательного собрания Санкт-Петербурга в Совет Федерации ФС РФ. В декабре того же года возглавил верхнюю палату российского парламента.
29 января 2003 г. переизбран на пост Председателя Совета Федерации.
Постоянный член Совета безопасности РФ (с апреля 2004 г.).
Председатель Межпарламентской ассамблеи стран СНГ.
Источник: ("Финансовый контроль" (Москва) -№9 (34))