14 февраля 2004
С малыми городами России – большая беда. Реформы 90-х годов болезненно отразились на жизни всех малых муниципальных образований. Для решения их проблем уже не раз разрабатывались и принимались федеральные целевые программы. Однако ни одна из них не дала заметных результатов. Население малых городов ищет пути выживания самостоятельно. Но, может быть, у малых городов и судьба такая – выживать? Об этом мы беседуем с Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым.
– Совет Федерации уже выступал в роли защитника малых городов. Аналитики объясняли это желанием Кремля укрепить вертикаль власти. Какова ваша позиция?
– Принято считать, что чем больше город, тем больше его влияние на жизнь страны. Это не совсем так. Россия – во многом страна малых городов. Их примерно две трети от общей численности городов страны. В зоне их влияния проживает до 40 миллионов человек.
Древнюю Русь называли гардарикой, страной городов. Города были когда-то сторожевыми башнями Руси.
Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода сосредоточие жизни, “опорные точки” своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и зачастую единственные очаги культуры и образования.
Преобладающая часть малых городов России является исторической основой Российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Так что возрождение малых городов – это еще и наш долг перед Отечеством, ответственность за его судьбу.
– В новых экономических и социальных условиях малые города оказались практически беззащитными.Почти 60 процентов населения — больше, чем где бы то ни было по стране – за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть. Неужели действительно дадим?
– Проблемы малых городов действительно вопиющи. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города.
Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти. Есть примеры удачного муниципального маркетинга по привлечению стратегических инвесторов в экономику города. Так, администрация города Киржач буквально вытащила из кризиса одно из крупнейших текстильных предприятий России “Киржачшелк”, найдя эффективного собственника.
Стратегическая задача экономического развития малых городов – преодолеть зависимость от градообразующих предприятий, поддержать развитие новых эффективных производств, сферы услуг, туризма. Должны быть созданы условия для организации в малых городах инновационных центров, обслуживающих технологические потребности малого и среднего предпринимательства в городе и на селе.
Важно развивать то, что создает инновационные точки роста. Это шоссейные дороги с твердым покрытием, мобильные виды связи, сеть аэродромов малой авиации. Здесь местными силами не обойтись. Нужна помощь федеральной власти.
Но малые города России – это не только средоточие проблем. У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. Малые города России уникальны. Их исторический силуэт, памятники культуры, местный колорит составляют пока еще не понятый российской экономикой мощный ресурс развития. Энергии с мест должна прийти на помощь государственная экономическая политика по возрождению малых городов. Тогда многое получится.
– Местные власти обычно ссылаются на финансовые трудности.
– Действительно, только 15% малых муниципальных образований сегодня имеет бюджеты, способные финансировать какое-то развитие. Состояние ЖКХ стало сегодня критическим фактором развития большинства малых российских городов. Города испытывают дефицит жилья, жилищный фонд ветшает, сохраняются бараки и т.п.
Совершенно неприемлема ситуация, когда в десятках малых городов страны нет водопровода, канализации, сетей газоснабжения. В прошлом многие социальные функции — содержание определенной части жилищного фонда, детских садов и школ — брали на себя предприятия и организации, составлявшие производственно-экономический потенциал города. Теперь на ЖКХ расходуется львиная доля городских бюджетов.
Вопрос о развитии инфраструктуры города даже не ставится. Главное не допустить какой-нибудь бытовой техногенной катастрофы.
Серьезная социальная проблема малых городов – доля жителей пенсионного возраста, женщин в них гораздо больше, чем в больших и средних. Миграция, приток населения из села практически никак не меняют эту ситуацию.
Решение проблем малых городов возможно только на основе создания эффективных производств, стабильной работы предприятий. Это должно стать и станет государственной политикой. Очень важна и роль местных органов власти. Только они могут расставить приоритеты. Кроме того, являясь одним из основных кредиторов предприятий-банкротов (учитывая долги в местный бюджет), они имеют влияние на остальных кредиторов и могут диктовать им условия во спасение экономики города.
– Важнейшей составляющей экономики малых городов должны стать туризм и отдых. Об этом сейчас много говорят, но мало что делают.
– Нет инвесторов. Цивилизованный туризм имеет высокие стандарты. Он требует серьезных инвестиций, которые не сразу дают отдачу. Чтобы пришли инвесторы, город должен предварительно осуществить значительные вложения в свою инфраструктуру. Никто не вложит деньги в гостиницу, если не будет наведен порядок в системе коммуникаций. Никто не построит кемпинг, если присутствует экологический риск. Один западный инвестор, пожелавший вложить деньги в охотхозяйство, потребовал от местных властей построить аэродром.
Я говорю об ограничениях. Но есть и перспектива. Уже сегодня индустрия туризма и отдыха стала источником пополнения бюджета для десятков малых городов. Этому способствовали и богатые культурные ресурсы региона, и местный колорит, изобретательность и предприимчивость самих жителей. Города начали активно изучать свою историю, воссоздавать прежние традиции, праздники и предлагать совершенно новые. К уникальным историческим архитектурным памятникам, благодаря творческой инициативе жителей городов, добавились оригинальные современные музеи (Торжок, Мышкин, Углич и многие другие). Идеи для них черпали в народной культуре, в легендах городов. В туризме теперь ставку делают на индивидуальность объектов показа. Именно это помогает малым городам уже сегодня получить туристский статус и привлечь деньги на реконструкцию памятников истории, культуры, архитектуры, строительство объектов инфраструктуры.
– Существует особый патриотизм жителей малых городов. Здесь очень щепетильно относятся к историческому наследию…
– Население малых городов не столь равнодушно по отношению к месту, где живет, как в крупных мегаполисах. Люди искренне гордятся своей малой родиной. В малых городах как-то особенно ощущаешь, что такое настоящий патриотизм. Я убедился в этом, побывав недавно на Форуме краеведов России в одном из стариннейших наших городков Зарайске.
Скажу больше. В малых городах активно формируется модель гражданского общества. В развитых странах фундаментом общества и государства является местное самоуправление. Местная власть здесь максимально приближена к населению, каждый гражданин может принимать участие в местном самоуправлении, отстаивать свои интересы. Именно здесь зарождаются партнерские отношения между властью и обществом.
Источник: ("Правда Севера" (Интернет-издание "Пресса Архангельской области").-11.02.2004)