Интервью газете "Деловой Вторник" (приложение к газете "Трибуна") 9 декабря 2003 года

9 декабря 2003

БЕЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ РОССИЮ ОЖИДАЕТ ВСПЫШКА СТРАШНОЙ БОЛЕЗНИ


К недавно прошедшему Всемирному дню борьбы со СПИДом генсек ООН Кофи Аннан назвал эту болезнь “настоящим оружием массового уничтожения”. Только в 2003 году, по данным Организации Объединенных Наций, от нее умерли 3 миллиона человек. А всего в мире сейчас по меньшей мере 34 миллиона ВИЧ-инфицированных (более 26 миллионов из них приходится на африканские страны). Однако резкая вспышка заболеваний СПИДом в ближайшие годы ждет Россию и Украину. Если не будет принято необходимых мер, то, как считают эксперты Всемирного банка, в 2005 году от СПИДа в России ежемесячно будут погибать 500 человек, а в 2020-м – в четыре раза больше.


Чтобы эти мрачные прогнозы не сбылись, необходимы срочные меры, как со стороны государственных органов, так и частных структур. Одним из авторитетных “лоббистов”, пытающихся привлечь внимание к проблеме грозящей нам эпидемии, является базирующаяся в Нью-Йорке неправительственная организация “Трансатлантические партнеры против СПИДа”. С российской стороны ее сопредседателем недавно стал спикер Совета Федерации Сергей МИРОНОВ. Вот что он сказал в беседе с корреспондентом “ДВ”:


– Нынешняя ситуация со СПИДом в России – это беда, но если не принимать самых радикальных мер, она вскоре может стать трагедией. По статистике, у нас сегодня 252 тыс. ВИЧ-инфицированных, и их становится все больше и больше. Больных СПИДом – почти 700 человек. Если эту тенденцию не переломить, то уже через два года смертность от СПИДа займет в России четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, рака и последствий ДТП.


– В чем могут нам помочь американские партнеры?


– Здесь и стажировка врачей, и комплексные программы по профилактике этой болезни. Есть еще очень важная проблема: ВИЧ-инфицированный – это не больной СПИДом. Огромное количество людей, у которых обнаруживают вирус иммунодефицита, живут всю жизнь и, к счастью, не умирают. Они абсолютно не опасны для окружающих, у нас же есть очень сильное предубеждение против них.


Необходима разъяснительная работа, надо вводить специальный курс в школах, организовывать специальные рекламные кампании в СМИ. И в этом у американцев – очень большой опыт.


– А почему все-таки американцы решили особо помогать России и Украине? Может, у них какой скрытый интерес есть? Эти вопросы я задал президенту международной организации “Трансатлантические партнеры против СПИДа” Джону ТЕДСТОРМУ.


– Украина и Россия в значительной степени определят масштабы эпидемии. Если мы нечего не сделаем сегодня, если украинское и российское правительства не примут чрезвычайных мер, то эпидемия распространится очень быстро. И мы станем свидетелями огромной человеческой и экономической трагедии. В чем “корысть” Запада? Россия и Украина – важные партнеры США, от них во многом зависит стабильность в Европе и Азии, они – очень многообещающие члены глобального сообщества.


– Неужели у нас так плохо со СПИДом, что даже другие страны испугались?


– Не так плохо, как в Южной Африке, но ситуация сопоставима с той, что существует в некоторых южно-азиатских и латиноамериканских странах. Если добавить ВИЧ-инфекцию к другим главным убийцам русских – туберкулезу, раку, болезням сердца, алкоголизму, – то можно предположить, что нынешнее резкое снижение продолжительности жизни в России может стать длительной тенденцией. Это приведет к уменьшению активного, способного к трудовой деятельности населения. И как следствие – значительное сокращение возможностей России участвовать в глобальной экономике. Да и просто защищать себя вам будет трудно, потому что среди ВИЧ-инфицированных в России сегодня – 14-15-летние дети, через три-четыре года им идти в армию. Мы говорим о людях, которые должны вести Россию в XXI веке. И если они больны и нетрудоспособны – будущее вашей страны как члена экономически развитого мира ограничено – экономически, политически и в сфере безопасности.


– В чем будет заключаться совместная работа с российскими партнерами, какие программы вы собираетесь реализовать у нас, кто будет их финансировать?


– Один из проектов, который уже начался, – “Парламентские рабочие группы по проблеме ВИЧ-СПИДа”. Он объединит парламентариев из Совета Федерации и Думы от различных партий и различных комитетов, которые на регулярной основе будут рассматривать ход мероприятий по борьбе со СПИДом по всем направлениям – медицина, права человека, правовые аспекты. Другой проект – “Трансатлантический комитет по вопросам бизнеса и рабочей, силы”. Здесь мы работаем с компаниями, действующими в России, используя их информационные возможности для разъяснения проблем ВИЧ-инфекции: как она передается, что делать, чтобы не заразиться, как действовать, если ВИЧ-инфекция обнаружена у вашего коллеги, как следует к нему относиться, какие у вас законные права, если вы сами заразились… В этом проекте финансовую поддержку мы получаем от самих компаний – американских и российских. Деловые люди в России прекрасно понимают, что, с одной стороны, это их гуманитарный долг, а с другой – если рабочая сила страны станет немощной, то это ограничит вашу конкурентоспособность.


НЬЮ-ЙОРК.


Степан НОСОВ


СПИД: наш поезд уходит./”Деловой Вторник” (Москва).- 09.12.2003.-№46.-с.3