Интервью, опубликованное в "Российской газете" и "Комсомольской правде" 3 декабря 2003 года

3 декабря 2003

Моральная рента


Председатель Совета Федерации РФ, председатель Российской партии Жизни Сергей МИРОНОВ


Природные богатства страны не просто дарованы ее народу. За ними кровь и пот предков, отстоявших нашу землю в тяжелейших исторических испытаниях. За ним их титанические труды, жертвы и подвиги. И, казалось бы, всем очевидно, что служить природные богатства должны общему благу и процветанию. Но можем ли мы сегодня утверждать, что эти богатства служат людям и государству? А если не им, то кому же? И по какому праву? И что надо сделать, чтобы справедливость восторжествовала?


От ответов на эти вопросы зависит будущее России. Их мы ищем сегодня вместе с председателем Совета Федерации РФ, председателем Российской партии Жизни Сергеем МИРОНОВЫМ.


– Сергей Михайлович, есть такое вроде бы сугубо экономическое понятие – природная рента. Но, говоря о ней, нельзя заковывать себя в рамки экономики. Потому что тут речь идет и о нравственности, и о справедливости, и об ответственности перед будущими поколениями. Природные богатства дарованы Богом и сохранены, защищены нашими предками. А раз так, могут ли они принадлежать кому-то одному? Тому, кто превращает их в источник своего сверхбогатства?


– Давайте подумаем, разберемся. Действительно, после торопливой приватизации госимущества, созданного трудами многих поколений, инфраструктура природопользования попала в частные руки. Причем попала большей частью за бесценок. Но не будем забывать, что сами недра и другие природные ресурсы – полезные ископаемые, леса, биоресурсы, водное и воздушное пространство, радиочастоты – остались в общественной собственности. Вот в результате этого двойственного положения, из-за бездействия государственных органов, которые обязаны были защищать интересы всего общества, частный капитал получил по существу монопольный доступ ко всему общенациональному природному достоянию.


Но почему? По какому праву? Ведь акционеры нефтяных компаний не имеют никаких заслуг в “приумножении” природных богатств, большинство из них не приложили никаких трудовых, финансовых или интеллектуальных усилий и для создания инфраструктур добычи и переработки. В лучшем случае они финансируют поддержание инфраструктуры, созданной еще в советские годы, в рабочем состоянии. Причем делают это в минимальном размере, потому что их цель – максимальная прибыль и как можно быстрее. Подобная “психология” временщиков в нынешних условиях неизбежна. Она связана с тем, что большинство “назначенных” собственников ощущают зыбкость правовых оснований своих владений.


– Нас убеждают, что это нормальная рыночная ситуация…


– В нормальной рыночной ситуации нефтяные компании не должны получать весь выигрыш от высоких цен на нефть, игнорируя интересы остальной части общества. Ведь природные ресурсы, повторим еще раз, собственность всего общества. Прибыль компаний должна быть результатом эффективного распоряжения ресурсами. А это – снижение издержек, совершенствование технологий, успешный маркетинг и т. п. Справедливо вознаграждаться должна и разведка недр, поиск новых месторождений. Но у нас фактически приватизирована вся природная рента. Это типичный пример извлечения доходов вне зависимости от предпринимательских усилий и рыночной эффективности. Поэтому именно в интересах рынка необходима комплексная программа реформирования природопользования, позволяющая деприватизировать и справедливо перераспределить природную административную ренту.


– Подчеркнем еще раз: и в условиях рынка сверхдоходы принадлежат всему обществу, а не конкретному частнику…


– Сверхдоходы, получаемые частными компаниями от распоряжения недрами страны, не связанные с использованием труда и капитала, должны принадлежать всему обществу и перераспределяться в пользу всех граждан России. Именно в этом заключается суть деприватизации природной ренты и справедливый подход при ее перераспределении.


– Каким вы представляете себе конкретный механизм изъятия природной ренты в пользу общества?


– Наиболее эффективна трехступенчатая система. Вот в чем она заключается.


Первая ступень. Здесь производится замена существующего налога на добычу полезных ископаемых акцизом на добычу тонны нефти. Акциз имеет ставки, которые варьируют в зависимости от горно-геологических условий добычи и возраста месторождения. Для исключения злоупотреблений горно-геологические условия добычи должны определяться по регионам или районам. Возраст месторождения должен определяться по 3-4 категориям, которые разнятся по степени выработанности месторождения.


Такой механизм даст возможность изъять ренту еще на этапе добычи, что не позволит компаниям “играть” на трансфертных ценах и уходить от налогов. Кстати, система коэффициентов дифференциации налоговых ставок разработана, но до сих пор не введена в действие. Эту систему коэффициентов можно использовать и для дифференциации акцизов. Система акцизов “работает” на изъятие ренты, образующейся при реализации нефти на внутреннем рынке.


Вторая ступень. Тут используется экспортная пошлина, дифференцированная в зависимости от цен на нефть на мировых рынках. Это позволяет изымать ренту, образующуюся при высоких мировых ценах на нефть. В отличие от существующей системы пошлин новые пошлины должны определяться ежемесячно и зависеть от биржевых цен на нефть. Ставки экспортной пошлины должны учитывать и различия в условиях транспортировки нефти.


Третья ступень. Она предусматривает введение постоянных ежемесячных лицензионных платежей за право использовать месторождение.Лицензии или право на разработку месторождения нефти продаются нефтяным компаниям с целью стимулирования разработки месторождения и добычи нефти. В случае, если компания не разрабатывает конкретное месторождение, платеж должен быть достаточно высоким, чтобы стимулировать продажу права на месторождение другой компании, которая будет его разрабатывать.


– А будет ли эта система стимулировать разведку новых месторождений?


– Сейчас прогнозируемые объемы добычи уже не обеспечены открытыми и исследованными запасами. Необходимо создать стимулы к более активной разведке месторождений для поддержания необходимого уровня запасов. Поэтому из рентных платежей необходимо вычесть фактически осуществленные и подтвержденные независимым аудитором расходы нефтяных компаний на геологическую разведку.


– Итак, судя по всему, речь вовсе не идет о примитивном увеличении налогов с нефтяников…


– Речь идет о выравнивании условий хозяйственной деятельности и налоговой нагрузки в различных отраслях. Сегодня нефтяные компании, пользуясь различными недоработками налоговой политики, платят на порядок меньше, чем вынуждены платить компании других отраслей. Предлагаемая система справедлива. Да, она увеличивает финансовые изъятия, но сохраняются все рыночные стимулы для развития и повышения эффективности нефтяных компаний. Повторяю – именно рыночные стимулы.


– Наверняка речь идет не только о нефти?


– Конечно. Надо разработать аналогичную систему рентных изъятий для других добывающих отраслей, а также для иных предприятий, эксплуатирующих общенациональные природные ресурсы и получающих с них доход. Виды природных ресурсов, при эксплуатации которых также образуется значительная рента, довольно разнообразны – это руды цветных металлов, драгоценные камни, некоторые виды химического сырья, глинозем, уголь, лес и прочие биоресурсы, вода, водное и воздушное пространство, радиочастоты. В связи с появлением независимых от ОАО “Газпром” производителей потребуется введение рентных платежей при добыче природного газа.


– А если размеры образующейся ренты незначительны?


– Тогда механизмы ее деприватизации могут быть не столь сложными. Или даже не применяться вообще.


– Совершенно очевидно, что ситуация, когда вся сверхприбыль достается владельцам и руководству добывающих народные богатства предприятий, уже нетерпима.


– Поэтому политическая элита страны должна проявить волю к переменам. Власть должна действовать не в угоду крупному бизнесу, присвоившему ренту, а в угоду всему обществу. Сегодня ясно, что надо делать.


Этот и другие механизмы наполнения бюджета, которые подробно разработаны нашей экономической программой практических действий, позволят дополнительно привлечь 1, 9 триллиона рублей, а на этой основе реализовать пакет социальных программ, с которым избирательный блок “Партия Возрождения России – Российская партия Жизни” идет на выборы.


Беседу вел Юрий РОГОЗИН


Избирательный блок “ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ – РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ЖИЗНИ”./”Российская газета” (Москва).- 03.12.2003.-№245.-с.11-12


Моральная рента./”Комсомольская правда” (Москва).- 03.12.2003.-№224.-с.11