25 ноября 2003
Поездка Председателя Совета Федерации Сергея Миронова в США показала то значение, какое спикер верхней палаты парламента придает отношениям с Соединенными Штатами. Вот ответы Сергея Миронова на несколько вопросов, касающихся внешней и внутренней политики России.
– После поездки вы можете ответить на вопрос, что Россия для Америки – партнер, младший партнер или просто один из факторов их внешней политики?
– Мы партнеры. Заметьте, Россия -не младший, как вы сказали, партнер. Образно говоря, мы не распахиваем настежь двери, но и не захлопываем их. Все предпосылки для более высокого стратегического партнерства у нас есть. На встрече в Кэпм-Дэвиде была обозначена обоюдная готовность к сотрудничеству в различных регионах мира и в различных областях. Этого вполне достаточно, чтобы идти дальше. США уже начинают понимать, что у стран СНГ есть свои общие интересы, а также чувствительность России к активности третьих стран на территории СНГ.
– Россия обозначает СНГ зоной своих интересов?
– Все страны СНГ входят в экономическое пространство России, выйти из него они практически не могут. Мы должны проявлять выдержку и политическую мудрость, если кто-то из стран СНГ вдруг посчитает, что где-то существуют более богатые и щедрые “друзья”. На территории СНГ должен формироваться общий рынок. Нерыночные формы отношений (прощение долгов, специальные цены на энергоносители, субсидии и т.д.) должны уйти в прошлое. Рубль должен стать резервной валютой этого общего рынка и заложить основы перехода к единой валюте. При этом с отдельными странами, скажем с Белоруссией, могут возникать особые отношения, приближающиеся к федеративным.
– А если одна из стран СНГ становится нестабильной?…
– У нас уже есть и проблемные границы, и проблемы, связанные с внешнеполитическими просчетами предыдущего десятилетия. Но если смотреть на вещи реально, то основные угрозы в отношении России – это и угрозы для всего мирового сообщества: распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, деятельность зарубежных производителей наркотиков. Конечно, у нас могут возникнуть новые специфические угрозы, связанные с политической и военной дестабилизацией каких-то стран, граничащих с Россией. Россия должна четко сформулировать свои внешнеполитические интересы и активно строить глобальные и региональные системы коллективной безопасности.
– В связи с такой ролью России в делах СНГ как вы видите решение проблемы с миграцией внутри Содружества?
– Незаконные мигранты должны выдворяться из страны. Для каждой страны – “донора” нужен лимит принимаемых рабочих-мигрантов с учетом потребности России в конкретных рабочих специальностях в конкретных регионах. Необходимо учитывать все аспекты политических взаимоотношений России со страной – “донором” – ее политическую ориентацию, отношение к русской диаспоре, ответственность за своих граждан и т.д. Безусловно, нельзя допустить, чтобы миграция существенно изменяла сложившийся этнокультурный баланс принимающей территории. Кроме того, миграционная политика должна способствовать воссоединению семей, возвращению на родину этнических русских, защите людей, просящих политическое убежище.
– Сергей Михайлович, на ваш взгляд, должна быть графа “национальность” в паспортах?
– Нет! Внутренний паспорт должен стать и “выездным” документом, и отражать в нем национальность нет смысла. В межгосударственных отношениях значение имеет только гражданство. Поэтому термином “нация” следует обозначать общепринятое во всем цивилизованном мире “нацию по гражданству”. То есть все сообщество граждан России – нация россиян. Другое дело, что любой гражданин России должен иметь возможность определить свою принадлежность к тому или иному национальному сообществу. В конце концов, у нацменьшинств есть особые права, закрепленные как Конституцией страны, так и международными соглашениями о правах национальных меньшинств.
Игорь КАРАТАЕВ
Должны стать россиянами/”Звезда” (Пермь).- 25.11.2003.-№181