3 сентября 2003
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, лидер Партии жизни, многое делает не по правилам. Ну, например, зачем человеку его статуса и положения получать пятое высшее образование? Что заставляет порой шокировать журналистов и почтеннейшую публику излишне откровенными высказываниями? Явно не дипломатичен, иногда резок, не боится «пойти не в ногу». На форуме «Выборы-2003» великие партийные лидеры – Зюганов, Немцов, Жириновский… – отбыли сразу после торжественного подписания общественного договора, вместе с сопровождавшими их камерами. Уехали все – Миронов остался. Особо охраняемое лицо, без охраны, окруженный журналистами и «простыми россиянами», долго отвечал на вопросы, спорил с кем-то… Даже протокольный пиджак снял и как-то очень несерьезно перебросил через плечо.
– А, собственно, зачем вы опять учитесь? Собираете коллекцию дипломов?
– Диагноз! Я вечный студент. С первого класса знал, что буду геологом. 18 лет отработал «полевиком». Последнее место работы по профилю первого образования – Горного института – Монголия. Когда вернулся оттуда, геология «легла на дно». Прекратились полевые работы. Надо было что-то менять в жизни. Получил экономическое образование, в начале 90-х пошел в торговый бизнес. Всем торговал – от компьютеров до колбасы. Понял: мне это не очень интересно. Потом нашел по объявлению работу с ценными бумагами, выпускал акции крупной строительной корпорации… Когда ушел в политику, то ощутил нехватку юридических знаний, особенно в области государственного права. Я ведь семь лет был депутатом, зам. председателя Законодательного Собрания. Окончил Академию госслужбы при Президенте РФ и юрфак Петербургского университета. С красным дипломом. Сейчас учусь уже для души – философии. Учусь долго и мучительно, с кучей несданных зачетов. Мне пошли навстречу, сделали индивидуальный график и льготный режим. Подготовлюсь по какому-нибудь предмету – и сдаю. Жутко интересно!
– Сергей Михайлович, зачем вы понадобились Партии жизни, понятно. Партии вообще коллекционируют знаменитых людей, политиков, артистов. А вам-то зачем партия?
– Кстати, это первая и, думаю, последняя партия в моей жизни. Я раньше никогда никуда не вступал. И сюда пришел не в качестве свадебного генерала. Я ведь долго думал, смотрел – что за люди, чего хотят. Смотрел программу… Знаете, мне кажется, что со временем партии такой направленности появятся во многих странах. Потому что тут ничего не придумано искусственно, все ясно и просто. В самом-то деле, что может быть важнее человеческой жизни? Да ничего! И что может быть естественнее желания человека быт счастливым и хорошо жить? Неужели найдутся те, кто хочет другого? Хотя есть такие, условно можно их назвать «Партией смерти» – наркоторговцы, например…
Зачем мне партия? А если ты пошел в политику и это для тебя не самоцель – усесться в кресло, то без сторонников, без партии, без людей, интересы которых ты представляешь, просто не обойтись. Могу поспорить, что у нашей партии большое будущее. По одной простой причине – она по сути интегрирует наше общество. Это – попытка объединить всю нацию по самому главному и простому вопросу – вопросу выживаемости самой нации. Это и увеличение продолжительности жизни, и улучшение ее качества, и наполнение ее смыслом. Все остальное – вторично… Перед страной, в буквальном смысле, стоит вопрос: быть или не быть? Сейчас не переломим ситуацию – и постигнет нас судьба стран с нищим, вымирающим населением и вечно революционной социально-политической ситуацией. Мы превратимся в свалку экологически вредных производств и радиоактивных отходов, а в мир будем поставлять сырье и мозги для других государств. Чтобы справиться с ворохом наших сложнейших проблем, как говорил в свое время канцлер Горчаков, «необходимо сосредоточиться». То есть, консолидировать общество. Значит, наша партия будет востребована.
– Все партии твердят о любви к России и необходимости ее спасать. Причем, естественно, под их чутким руководством…
– Не так уж важно, «партийное» или «техническое» правительство будет выполнять определенную программу действий. Главное, чтобы выполняло. И, подчеркиваю, программу действий. Не благих пожеланий, не общих рассуждений, а совершенно конкретных мер. Мало обозначить реальные проблемы, надо предлагать варианты их решения. Мы это делаем в своих программах – экономической, например. И вот тут Партия жизни кардинально отличается от – остальных. Не надо ничего выдумывать – просто посмотреть на все, что происходит, через призму социальных вопросов. Для кого все вокруг вообще делается? Для человека ведь, правильно? Мы говорим об экономике и видим только такие показатели, как инфляция, ВВП, рост промышленности, рост экономики и т.д. Это, конечно, так. Но и не так в то же время. У нашей партии свой собственный «аршин», которым надо мерить любое экономическое, политическое, социальное явление, – человеческое измерение. Мы – за «очеловечивание» государства. Во главу угла ставить надо социальный индикатор. И по нему смотреть – вот через три года какая будет минимальная заработная плата? Сколько будут получать врачи и учителя? Как будут жить пенсионеры? Как изменится рождаемость? И так далее. Как только мы все это посчитаем, то сразу окажется, что, скажем, чтобы достигнуть увеличения средней продолжительности жизни на полгода, надо поднять здравоохранение, социальное обеспечение, образование. А это все – деньги. А откуда деньги взять? А деньги – это экономика, налоги, значит, нужна промышленность. А какая промышленность даст больше всего денег? Наукоемкая. Значит, начинаем развивать эту сферу, пойдет вперед наука, все начнет раскручиваться, станет с головы на ноги…
Сегодня страна живет под постоянной угрозой социального конфликта. Ну, утратило общество организационные и финансовые возможности решать проблемы в интересах всего населения! И не мечтайте, что социальное согласие настанет в стране, где только легальные доходы самых богатых во много раз превышают доходы самых бедных. Значит, что? Жить и знать, что вот-вот грянет очередная революция? Да хватит с нас революций! Или вот – говорят об экономической стабильности. Да для России реальное содержание экономической стабильности – застой! Как раз потому что в стране была экономическая стагнация, так легко развалился СССР. Если не будем развиваться, погибнем.
– Вам не кажется, что тут ясно просматривается одно «но»: а где деньги-то взять на развитие ваших идей?
– Нужно создавать бюджет развития – механизм, предусматривающий объединение ресурсов господдержки (финансирование, субсидирование процентных ставок, предоставление налоговых и других льгот) с ресурсами частного сектора для реализации проектов на четко обозначенных направлениях. Направления эти мы в своей экономической программе обозначили. В основе новой промышленной политики – три кита: стимулирование развития обрабатывающих отраслей, применение эффективных технологий поддержки малого бизнеса, всемерная поддержка экспорта высоких технологий. Наконец, развитие еще одного сектора экономики – с «социальным эффектом»: все то, что способствует созданию новых рабочих мест и снижает нагрузку на бюджет.
Еще один резервный источник значительного (до одной трети) пополнения бюджета – государственная монополия на водку и крепкие спиртные напитки.
Плюс – изъятие в пользу государства части сверхдоходов, образующихся за счет высоких мировых цен на природные ресурсы. Перераспределение полученных средств на развитие несырьевого сектора экономики позволит каждому гражданину России получить свою долю от природных богатств.
– Вы заявляли о стратегическом партнерстве с «Единой Россией». А руководство «единороссов» публично заявило, что стратегические партнеры им не нужны.
– Наши партии в корне отличаются по целевым установкам, методам создания. Не открою Америку, если напомню, что «Единую Россию» создавали «сверху», большинство рядовых ее членов – это «мобилизованные госслужащие». «Единая Россия» своей целью объявила построение демократического, социального государства и формирование эффективной рыночной экономики. А для Партии жизни политические, социальные и экономические результаты – не цель, а средство. Цель – рост продолжительности жизни, улучшение качества этой жизни и реализация возможностей каждого человека. Что может быть важнее и лучше, чем человек здоровый и счастливый? Пусть он наконец зазвучит гордо. Вот почему мы готовы сотрудничать с любыми партиями и движениями, которые смогут предложить что-то конкретное для достижения наших целей. А с «Единой Россией» мы можем называться стратегическими партнерами потому хотя бы, что и они, и мы поддерживаем Президента и его политический курс. Но ведь это не предполагает одинаковых взглядов по тактическим вопросам.
– А кто придумал такое название – Партия жизни?
– Скорее это – плод коллективного творчества. На мой взгляд, удачный плод. Нет тут никакой «идеологической» подоплеки. Не хотим мы никому подражать. Намеренно уходим от деления избирателей на своих и чужих. Если вы голосуете за любую партию, но считаете, что Россия и россияне должны жить лучше, – мы вместе. Мы союзники.
Государство, будь человеком!
/”Наше время” (Ростов-на-Дону).- 03.09.2003.-№186.- с.2