Интервью журналу "СЕНАТОР" в июле 2003 года

11 июля 2003

Серьезный прорыв в российско-болгарских отношениях, который наметился в последнее время, получает самое широкое одобрение и поддержку на всех уровнях власти в обеих странах. Инициативу Президента РФ Владимира Путина по активизации наших контактов готовы подхватить и российские законодатели.

“СЕНАТОР”:
Во время недавнего визита Президента РФ Владимира Путина в Болгарию было подписано 9 соглашений о сотрудничестве. Как вы оцениваете важность этих документов для развития российско-болгарских отношений? Можно ли считать их прорывом на качественно новый уровень?

С. МИРОНОВ: Дело, конечно, не в числе документов, а в их содержании. А еще больше – в готовности реализовать эти соглашения. Вот именно эта взаимная готовность России и Болгарии к сотрудничеству и дает возможность сегодня говорить о действительном прорыве на качественно новый уровень отношений. Ведь можно подготовить сколь угодно хорошее соглашение, отвечающее всем нормам международного права, и даже взаимовыгодное. Но если объективные и субъективные условия не созрели, оно, скорее всего, окажется мертворожденным. И тому примеров я из своей законодательной практики могу привести десятки.

Да, понадобилось более десяти лет, чтобы мы осознали: России и Болгарии надо работать вместе. К этому нас подталкивают не только совместная многовековая история, искренняя дружба наших народов, но и, что скрывать, голый прагматизм. Нам выгодно сотрудничать, причем областей для приложения совместных усилий – множество. Как говорится, хватило бы рук! Но ведь к осознанию этого надо было прийти. И не только нам, но и болгарам. Для этого надо было самым серьезным образом изменить вектор внешней политики. А это очень непросто, поскольку нужно было не просто осознать ошибочность прежнего курса, но и попробовать разобраться, проанализировать все сделанные ошибки и их последствия.

“СЕНАТОР”: Москва готова к совместной работе с Болгарией по укреплению стабильности на Балканах. Это традиционная сфера интересов России, и надо полагать, наша страна не собирается уменьшать свое влияние в этом регионе?

С. МИРОНОВ: Не думаю, что в этом был некий злой умысел, скорее – недальновидность в том, что мы сдали свои позиции в целом ряде регионов мира. В полной мере это относится и к Балканам. Достаточно вспомнить о недавних событиях в Югославии, когда наша дипломатия так и не смогла выступить в качестве полноправного партнера во время косовского кризиса. И даже бросок наших десантников на Приштину имел скорее пропагандистское значение, нежели реально повлиял на ситуацию в регионе.

В политике вакуума не бывает, в том числе и международной. Если вы откуда-то уходите, ваше место обязательно кто-то займет. И я считаю, что мы уходить с Балкан не должны, тем более что влияние России там всегда было позитивным. Нам стыдиться нечего: российские солдаты дважды на своих штыках приносили свободу балканским народам – от османского ига и от фашистского.

И сегодня мы крайне заинтересованы, чтобы балканские народы жили в мире и согласии, чтобы они развивались, а экономика их государств процветала. Именно в этом, а не в навязывании своей воли, не в стремлении продиктовать некие нормы политического и социального устройства, и состоит интерес России.

“СЕНАТОР”: В последнее десятилетие развитию отношений между нашими странами мешали, как заметил президент РБ Георгий Пырванов, “идеологические стереотипы прошлого”. Неужели они, на ваш взгляд, были столь сильны, что на какое-то время была забыта многовековая дружба, скрепленная кровью, пролитой в ходе двух освободительных войн?

С. МИРОНОВ: Давайте не забывать о том, что и в России и в Болгарии произошла смена политического строя. Это очень серьезное потрясение для любого государства, для всей его общественной системы. То есть можно даже говорить о своего рода социально-политическом катаклизме. А во время таковых, конечно, возможны и любые метания, и даже некоторый экстремизм. Что же, на какое-то время в Болгарии взяли верх силы, которым были ненавистны десятилетия диктата Москвы.

Но ненависть слепа и неразумна. Она деструктивна. И на основе ее нельзя строить взаимоотношения с другими странами, даже если история предыдущих контактов была не столь благополучна, а партнеры находились в явно неравноправных отношениях. Не говоря уж о том, что эмоциям при решении столь важных вопросов не должно быть места.

Кроме того, искусство и мудрость настоящего политика состоит, в том числе, в умении отделять зерна от плевел. Ведь в многовековой истории дружбы наших народов так критикуемый “западниками” коммунистический период по большому счету занимает не столь уж много времени. Кроме того, если быть честным и объективным, то следует признать, что именно в это время экономика Болгарии сделала серьезный рывок вперед, именно благодаря помощи Советского Союза. Поэтому не стоит события всех этих лет видеть исключительно в черном цвете.

“СЕНАТОР”: Судя по данным фонда “Общественное мнение”, 67% россиян считают Болгарию дружественной страной. Наверное, и болгары испытывают к России аналогичные чувства. Насколько эффективно сейчас используется этот могучий потенциал в двусторонних отношениях наших стран?

С. МИРОНОВ: Во всяком случае, с полной уверенностью могу сказать одно: до сих пор он был задействован весьма незначительно. Более того, что в последние годы знали россияне о процессах, происходящих в Болгарии, или о том, как живут простые жители этой страны или – частный пример – какие песни сейчас поет наша некогда любимая певица Лили Иванова? Да почти ничего! Мы так увлеклись строительством мостов в Америку и Западную Европу, что традиционный мост, исторически связывавший наши народы, практически опустел. Мы дошли до полного абсурда: Болгария издавна была традиционным местом отдыха россиян, а теперь толпы их валят на турецкие курорты! На экранах телевизоров теперь не увидишь болгарских фильмов, книги болгарских писателей – редкость на прилавках. А чем были плохи фестивали дружбы, во время которых молодежь наших стран знакомилась друг с другом!

Тем не менее, недальновидность руководителей наших государств, которые в начале 90-х перевели взаимоотношения между Россией и Болгарией в разряд второстепенных, не смогла подорвать те искренние теплые чувства, которые связывали оба народа. Это ощущают на себе и болгары, приезжающие к нам, и мы, посещающие своих южных соседей. Важнее другое: чтобы старшее поколение сумело передать подобное братское отношение молодежи, которая и здесь, и там ныне больше ориентируется на другие ценности.

“СЕНАТОР”: Вы отметили, что в основе отношений между Россией и Болгарией сегодня – объективная заинтересованность двух стран в сотрудничестве. А если говорить конкретно, что каждая из сторон хотела бы получить от другой?

С. МИРОНОВ: Ну, за своих болгарских коллег я говорить не могу. А что касается России, то выгода от сотрудничества очевидна. Возьмем хотя бы такую область, как поставку в эту страну энергоносителей. Мы заинтересованы, чтобы объемы их росли. Кроме того, давайте не забывать, что через Болгарию идет транзит тех же энергоносителей в третьи государства, естественно, и мы, и наши болгарские партнеры, несомненно, выигрываем от увеличения мощностей этих трубопроводов. Еще одна сфера приложения наших сил – это реконструкция и строительство атомных электростанций. Наши специалисты уже доказали, что предлагаемые ими решения – наиболее оптимальны и экономичны. Теперь надо успешно их реализовать.

Еще об одном аспекте я хотел бы упомянуть. И поставка энергоносителей, и строительство АЭС – это традиционные, давние стороны нашего сотрудничества. Но не менее важно для развития экономик обеих стран и взаимодействие в области высоких технологий.

Рассуждая о возможных резервах, нельзя не вспомнить о региональном сотрудничестве. Важно, чтобы оно развивалось. Причем регионы сами решат, что им надо развивать в первую очередь сегодня, на чем сосредоточить внимание. А рынок для этого предоставляет самые широкие возможности.

И главное: существует объективная заинтересованность друг в друге, а уж в какие формы выльется наше сотрудничество, чем конкретно будут заниматься партнеры, покажет время.

«СЕНАТОР»: Не так давно была создана Группа дружбы, в которую вошли члены Государственной Думы РФ и болгарские парламентарии. Как вы оцениваете эту инициативу?

С. МИРОНОВ: Естественно, положительно. Понятно, что в процессе активизации сотрудничества между нашими странами свое слово должны сказать и законодатели. Я не вижу ничего зазорного и в том, чтобы они стали своего рода лоббистами расширения российско-болгарских связей. Важно лишь не заформализовать деятельность этой группы. Ведь что греха таить, очень часто парламентские контакты сводятся к обмену делегациями, застольям и произнесению взаимных комплиментов. Это должна быть постоянная, конкретная работа, приносящая реальные результаты.

И вообще, я хотел бы отметить: за понятием “дружба народов” стоит разнообразие форм сотрудничества, в которое должны быть вовлечены не только правительства, но и министерства и ведомства, регионы и отдельные города, предприятия и общественные организации. И, конечно же, люди. То, что мы называем “народной дипломатией”. Вот тогда это понятие и наполнится конкретным содержанием.

В политике вакуума не бывает.
//
Журнал “Сенатор”.