31 декабря 2002
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов: “Чиновников стало больше. Почему? Да потому, что закон о госслужбе не дозволяет фактически уволить нерадивого работника. Вот и приходится расширять штат, включая в него работоспособных и талантливых людей, дабы сделать бюрократическую машину хоть сколько-нибудь эффективной”
“БОЛЬШИХ РЕВОЛЮЦИЙ” В наступающем году не ожидается, но “попотеть” на благо страны придется, убежден Сергей Миронов. Правда, без “малых революций” не обойтись: наступающий год – это год парламентских выборов. Кто имеет наибольшие шансы в предвыборном марафоне, какие ключевые реформы будут включены “в повестку дня-2003” – об этом в интервью “Итогам” спикера СФ Сергея Миронова.
– Сергей Михайлович, для начала вопрос не совсем новогодний. Из недавнего диалога Владимира Путина с россиянами в прямом телеэфире следует, что люди стали больше ощущать стабильность страны в целом, но при этом меньше верить в эффективность власти на местах. Как вы это прокомментируете?
– К счастью, не везде существует недоверие к местным властям. Я объездил в минувшем году треть России и могу сказать: в целом ряде субъектов РФ местные руководители пользуются колоссальным авторитетом и способны решать любые проблемы своими силами, не ожидая помощи извне. Вот, например, портящий, как сказал Михаил Булгаков, людей квартирный вопрос в ряде регионов решается превосходно. Я имею в виду, в частности, Хабаровский край, Иркутскую область и Удмуртию. В эти регионы за опытом ездить можно. И должно.
– Но, судя по всему, главная претензия россиян не к “мощи” региональных властей, а к многочисленности и при этом – бездействию чиновников. Мол, чиновников стало больше, а толку – меньше. Вы с этим не согласны?
– Чиновников действительно стало больше. Почему? А потому, что в России сегодня действует такой закон – “О госслужбе”. И он не дозволяет фактически уволить нерадивого работника. Вот и приходится руководителям аппаратов всех рангов расширять штат сотрудников, включая в него работоспособных и талантливых людей, дабы сделать бюрократическую машину хоть сколько-нибудь эффективной. А будь возможность избавиться от балласта в виде нерадивых служащих – штаты бы не росли, а коллективы были бы работоспособными.
– Тогда давайте поговорим о вверенном вам коллективе. Недавно вы сказали, что имидж Совета Федерации сильно изменился за этот год в лучшую сторону, хотя верхней палате по-прежнему доверяют только 16 процентов россиян. При этом вы также отметили, что этот имидж часто портят средства массовой информации. Но ведь СМИ – всего лишь зеркало…
– Иными словами, что кривое: зеркало или лицо? Хочется верить, что у Совета Федерации лицо вполне благопристойное. К сожалению, у нас нет возможности, чтобы все население России прошло по нашим кабинетам и увидело, что и как делают сенаторы. Если пресса об этом ничего не пишет – ей рутинная работа парламента не интересна, -то о нас и не слышно ничего. Этим, на мой взгляд, отчасти и объясняется столь низкий процент доверия к СФ.
– А в принципе возможно ли в президентской республике, тем более в такой, как Россия, чтобы парламенту доверяло подавляющее большинство граждан и чтобы он был столь же влиятелен, как парламенты многих западных стран?
– Возможно. В России еще никто не отменял принцип разделения властей. Кроме того, посмотрите Конституцию: там многие вопросы отнесены к предмету совместного ведения президента и Совета Федерации. Это говорит о том, что верхняя палата призвана разделять ответственность с президентом и быть ему помощником в проведении реформ.
– Давайте попробуем провести краткую “инвентаризацию” реформ за 2002 год. Что сделано законодателями и какие планы у парламентариев на будущий год?
– Сенсаций ждать не стоит. Идет спокойная кропотливая работа. Одна кодификация российского законодательства – это титанический, но крайне необходимый труд. В 2002 году мы приняли Административный, процессуальные Уголовный и Гражданский кодексы. Много было принято законов в сфере социальной и экономической политики.
Одним словом, законодатели весьма активно поработали в этом году. На будущий год у нас запланирована реформа электроэнергетики, возможно, реформа ЖКХ. Но это только в том случае, если новая реформа ЖКХ не сведется вновь к залезанию в карман россиян. Если вспомнить, все предыдущие реформы начинались и заканчивались одним – повышением тарифов. Нам не нужны реформы за счет налогоплательщика.
– Особенно если учитывать, что будущий год – год выборов… Готовы ли к этому Дума и Совет Федерации?
– Готовы. Принят закон о выборах депутатов Госдумы. Это хорошая тенденция, когда закон меняется не за месяц до выборов, а за год. Может быть, в течение будущего года в закон будут внесены кое-какие коррективы, исходя из опыта красноярских, нижегородских и петербургских выборов.
– На ваш взгляд, сколько партий и какие именно пройдут в Госдуму?
– Несколько партий. Какие? Давайте рассуждать логически… “Единая Россия” пройдет? Пройдет. КПРФ пройдет? Пройдет. СПС? Скорее всего… “Яблоко”? Неплохие шансы. “Партия жизни”?.. Не знаю…
– Вы, как политик, занимающийся в первую очередь проблемами федерации, не раз заявляли, что угрозы распада России сейчас нет, но необходимо создавать некие барьеры, чтобы она не возникла в будущем. О чем идет речь?
– Угрозы нет, но если ничего не делать и успокоиться одной лишь констатацией этого факта, то она вполне может возникнуть. Нужно создать законодательную систему, чтобы противостоять возможности появления центробежных сил. И начать надо с урегулирования вопросов миграционной политики. С другой стороны, два года велась кропотливая работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Это тоже барьер на пути возникновения такой угрозы.
– Изменится ли в 2003-м и в ближайшие годы административно-территориальное деление России?
– Больших революций не предполагается, и вряд ли эти изменения, если они произойдут, будут радикальными. Хотя процессы пойдут, но не уверен, что в будущем году мы увидим какой-то результат. Этот процесс крайне сложен и долог Главное, что решение о слиянии и его реализация должны исходить от самих регионов.
– Чем завершится история интеграции России и Белоруссии? Наступит ли некий революционный прорыв в 2003 году? И вообще по какому пути эта интеграция пойдет?
– Интеграция продолжится, но насколько она будет интенсивна – сказать сложно. Одно точно: дистанцирования двух стран друг от друга не будет.
– Вернутся ли в будущем году законодатели к теме борьбы с терроризмом?
– В этом году была создана специальная рабочая группа Совета Федерации. И в новом году мы продолжим начатое – разработку закона “О национальной безопасности”. Не думаю, что мы сможем его принять уже в будущем году, но уверен, что какие-то наработки для этого закона войдут в другие законопроекты, ведь в настоящее время вопросы нацбезопасности отражены в десятке законов, их тоже следует “привести в соответствие”.
– Вы как-то сказали, что освоили в этом году новую для себя сферу – внешней политики – и она вас заинтересовала. Что именно?
– Сразу оговорюсь: я имел в виду не всю внешнюю политику, благо у нас есть МИД, который ею занимается, а только ее парламентскую составляющую. Подолгу службы мне пришлось совершать официальные визиты и принимать в Совете Федерации иностранные делегации, работать по линии Межпарламентской ассамблеи СНГ и следить за деятельностью наших парламентариев в Совете Европы. Так что с полным правом могу сказать, что в будущем году основным направлением внешнеполитической деятельности РФ останется пространство СНГ Впрочем, и остальные направления будут разрабатываться активно – как на Западе, так и на Востоке.
– Сергей Михайлович, “Итоги” выйдут в канун Нового года. По этому случаю – новогодний тост от спикера Совета Федерации.
– Тост непопулярный, но первая данная мне после избрания на эту должность характеристика – трудоголик, отсюда и тост: “Как лошадь поработав, на отдых не спеши, а целый год ты овном снова попаши”. Этого искренне желаю всем нам, иначе России никогда не стать процветающим и сильным государством.
Повестка дня – 2003.// “Итоги”.- 31.12.2002.- №052.- c.10-14