Интервью газете "Невское время" (Санкт-Петербург) 23 октября 2002 года

23 октября 2002

– Сергей Михайлович, вы внесли на обсуждение проект закона РФ об изменении принципов формирования Совета Федерации…

– Да, над этим законопроектом я плотно работаю с февраля нынешнего года.

– Основной принцип – избираемость сенаторов?

– Суть в том, что в ходе региональных выборов каждый кандидат на пост губернатора, руководителя исполнительной власти субъекта Федерации, предлагает своего кандидата на пост члена Совета Федерации РФ. Эта кандидатура указывается в избирательном бюллетене, который должны заполнять избиратели. Одним словом, голосуя за кандидата в губернаторы, избиратель голосует и за предлагаемого им кандидата в сенаторы.

– Это со стороны исполнительной власти. А представитель региона от власти законодательной?

– Перед выборами представительного органа власти его глава выдвигает своего кандидата. Группа депутатов (не меньше одной трети от состава органа) может предложить своего. Все эти кандидатуры вносятся в бюллетени, и в ходе выборов в представительный орган власти создается как бы единый округ. Таким образом, одновременно с выборами депутатов избиратели решают, кого от законодательной власти субъекта Федерации они хотели бы видеть в Совете Федерации.

– Но могут спросить: почему прошлое Законодательное собрание выдвигает кандидатуры, если в ходе выборов будет избран новый состав?

– Для начала: речь идет о том, что кандидатуры предлагает легитимный, избранный народом орган власти. Это решение органа власти, а не конкретных носителей мандатов, которые переизберутся или не переизберутся на новый срок. А кроме всего прочего, практика наблюдений за региональными выборами подсказывает: свыше 50 процентов депутатского корпуса переизбираются.

– А как вы относитесь к идее назначения всеобщего дня выборов Совета Федерации?

– По Конституции РФ Совет Федерации есть орган, не прекращающий своей деятельности никогда, ни на один день. И только постоянная ротация позволит сохранить этот орган. Не нужен некий единый день выборов, чтобы ни на миг прекращались полномочия одного состава СФ и начинались полномочия нового состава. Очевидно, произойдет смена тех, кто назначен, на тех, кто избран, но постепенно. Но Верхняя палата будет работать бесперебойно.

– Когда, по вашему мнению, должен вступить в силу новый закон?

– Я предполагаю, с 1 января 2005 года.

– Сергей Михайлович, а что вы думаете о ближней перспективе – о выборах Законодательного собрания и губернатора Петербурга? Кроме того, прошли слухи о возможности выставления вашей кандидатуры от Ленобласти, если новый состав городского парламента не подтвердит ваших полномочий…

– Помимо слухов тут ничего нет. И во-первых, я все-таки надеюсь, что выборы в Петербурге не воспринимаются в качестве соревнования (как мне задавали вопрос) двух персон: действующего губернатора и вашего покорного слуги. Во-вторых, петербуржцы уже научились представлять, какую роль играет Законодательное собрание в нашем городе, какие у него возможности и обязанности. Когда же меня спрашивают о коллизии, связанной с Уставным судом Санкт-Петербурга и с изменением Устава, – я отвечаю: это решать депутатскому корпусу. И я уверен, что депутаты следующего созыва по этому вопросу примут взвешенное решение.

Что же касается моего места в Совете Федерации… Я делегирован сюда от Санкт-Петербурга, моя работа может быть по достоинству оценена в Санкт-Петербурге. Я не вижу причин, по которым депутаты ЗС могут отвергнуть мою кандидатуру.

Светлана Гаврилина.

(ИЗ ПЕРВЫХ РУК).
// Невское время (Санкт-Петербург).- 23.10.2002.- №197.- c.1