Интервью газете "Время МН" 16 июля 2002 года

16 июля 2002

– Совет Федерации одобрил закон о политических партиях и привел в соответствие с ним закон “Об общественных объединениях”. Но правильно ли в связи с этим лишать беспартийных граждан права выдвигать свои кандидатуры и фактически баллотироваться в парламент?

– Право граждан России избирать и быть избранным гарантировано Конституцией и потому не может быть ограничено никаким законом. Не исключение и закон “О политических партиях”. Цель этого закона – укрепление партийной системы, которая необходима демократическому обществу. Я не считаю, что он ограничивает чьи-либо права. Во-первых, голосовать за партийные списки имеют право все граждане, независимо от партийности. Во-вторых, кандидаты от партий не обязаны быть членами этих партий. Так что не ущемляется ни активное, ни пассивное избирательное право.

– Новая редакция статьи 37 Уголовного кодекса РФ в корне изменяет подход к понятию “необходимая оборона”. Значит ли это, что государство теперь предлагает нам самим защищаться от бандитов, не рассчитывая на помощь правоохранительных органов?

– Нет, это не так. Закон дает гражданину больше прав для самозащиты, но никоим образом не отменяет обязанность правоохранительных органов обеспечивать нашу безопасность. Дело в том, что по прежде существовавшим нормам человек, подвергшийся нападению, сам легко мог оказаться преступником. Понятие “пределы необходимой обороны” было слишком невнятным. Новая редакция 37-й статьи УК это противоречие устраняет.

– Принятием закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” фактически завершен важный этап судебно-правовой реформы. Какие, на ваш взгляд, преимущества нынешнее законодательство дает простым людям, а какие – судьям?

– На мой взгляд, это одни и те же преимущества. А именно: мы получаем возможность сделать нашу судебную систему более сильной и независимой, а судей – более профессиональными. Это нужно и самим судьям, и всему обществу.

– Введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дало судам в ходе досудебного производства ряд новых полномочий. Стоило ли, по вашему мнению, перегружать и без того перегруженные суды?

– Нагрузка на суды, несомненно, возрастет. Но иного пути строительства правового государства не существует. Гарантии прав граждан – вообще вещь дорогостоящая. Но они того стоят.

– Чем больше вопросов решают суды, тем важнее каждому иметь своего адвоката. Однако продолжаются споры, способствует ли новый закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” оказанию квалифицированной юридической помощи или будет лишь осложнять обращения за защитой.

– Поскольку закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” детализирует организационные основы, права, обязанности, квалификационные требования и гарантии независимости адвокатов, то он, несомненно, поможет гражданам в получении квалифицированной юридической помощи. В чем здесь может быть усложнение? Я не вижу для этого никаких причин – во всяком случае, закон таких трудностей не создает.

– Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” принят без страховых ставок. Как вы считаете, не приведет ли это к произволу страховщиков?

– Закон не установил ставки тарифов, но в нем есть норма о государственном регулировании тарифов. Они будут устанавливаться правительством, так что простора для “произвола страховщиков” не будет. В то же время изменение тарифов может быть более оперативным, так как для него не понадобится каждый раз вносить изменения в закон.

– Новые законы о гражданстве и “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” нередко ставят бывших граждан СССР в унизительное положение. Не стоило ли продлить переходный период, когда получить российское гражданство им было намного проще?

– Вообще-то за 11 лет, прошедших со дня принятия закона “О гражданстве”, можно было определиться с тем, гражданином какой страны ты являешься. Но и в новом законе есть нормы, облегчающие получение российского гражданства гражданами бывшего СССР. Хотя проблемы, конечно, есть. Однако, на мой взгляд, они скорее связаны не с нормами закона, а с практикой государственных служб. Но это уже другая история, не законодательная.

– Тогда вернемся к вопросу, самым непосредственным образом касающемуся законодателей. Поправка в закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ дает возможность увеличить число помощников на общественных началах с тридцати до пятидесяти. А зачем депутату так много помощников? Или, может быть, просто слишком много желающих получить некоторые льготы?

– Увеличение числа общественных помощников депутата зачастую оправдано большим объемом депутатской деятельности. Но достаточно случаев, когда удостоверения помощников раздаются совсем по другим мотивам. Это уже дело совести и квалификации каждого депутата. Вместе с тем мы не должны из-за недобросовестности или корыстолюбия некоторых парламентариев ограничивать возможности для работы тех, кто действительно работает и хочет сделать больше для своих избирателей.

КОНСТАНТИН КАТАНЯН

Гарантия прав – вещь дорогостоящая.
// “Время МН” (Москва).- 16.07.2002.- №121.- с.3