Законопроект об упрощенном порядке присоединения к России внесен в Госдуму

3 марта 2014

Группа депутатов от “Справедливой России” во главе с руководителем фракции Сергеем Мироновым внесла в Госдуму законопроект, устанавливающий упрощенный порядок присоединения к России части иностранного государства, сообщили в пресс-службе фракции.


Согласно законопроекту, “при невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума, проведенного в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства, если вопрос о ее присоединении к Российской Федерации получил одобрение, либо по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства”.


В случае принятия в Россию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, говорится в законопроекте.


Как отмечается в пояснительной записке, законопроект вносит изменения в конституционный закон “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации” и обусловлен событиями, происходящими на Украине.


Авторы законопроекта предлагают считать ограничительным и не обусловленным международным правом положение Федерального конституционного закона “О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ” положение об обязательности заключения международного договора с иностранным государством для принятия в состав России самоопределившихся регионов (части территории и населения иностранного государства).


“Согласно Уставу ООН, к числу общепризнанных принципов международного права относится принцип “самоопределения народов”. Самоопределение (например, Республики Крым) может быть выражено в результате референдума или иной формы волеизъявления населения соответствующей территории. В том числе: обращением Верховного Совета Республики к президенту РФ; получением жителями Крыма гражданства России в упрощенном порядке и т.д.”, – полагают авторы законопроекта.


По их мнению, “навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы названному международно-правовому принципу самоопределения народов”.


Как указывают авторы, законопроект вытекает из обязательств России, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной от 31 мая 1997 года, по которому “обе стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости”.


“Россия не может распространять действие своего законодательства за пределы собственной территории. Однако Россия может и должна предвидеть возможные последствия тех событий, которые происходят на Украине, прямо указывающих на то, что органы государственной власти Украины оказались в параличе. Полностью дезорганизована исполнительная ветвь власти, органы правопорядка бездействуют и подвергаются нападениям хорошо организованных банд фашиствующих элементов”, – отмечают авторы законопроекта.


По их мнению, тем самым нарушен фундаментальный принцип суверенитета государства как такового – наличие эффективной суверенной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы.


Источник: "Ведомости" (Москва). - 03.03.2014