31 августа 2012
После трагедии в Беслане, унесшей жизни 334 человек, прошло восемь лет. Бывшие заложники по-прежнему надеются, что власти исполнят обещанное – сотни людей до сих пор не получили жилье, многие не могут пробиться в построенный после теракта медицинский центр. Страсбургский суд в сентябре рассмотрит жалобу потерпевших на российские власти, которые тянут с расследованием теракта.
С прошлогодней июльской встречи с теперь уже экс-президентом Дмитрием Медведевым мало что изменилось, говорит лидер правозащитной организации “Голос Беслана” Элла Кесаева. Тогда, со слов потерпевших, он пообещал изучить материалы расследования, которые передали ему правозащитники. В частности, речь в них шла о том, что теракт был предсказуем, но его не предотвратили…
…Пострадавшие уже не надеются на то, что когда-нибудь получат ответ: кто виноват. Но больше всего их беспокоит то, что люди не получают обещанную помощь. Правозащитники рассказывают, что в медцентр, построенный через дорогу от кладбища специально для жертв теракта, попасть крайне сложно. Даже после встречи с Татьяной Голиковой, теперь уже экс-главой Минздравсоцразвития, ничего не изменилось.
Недавно в Беслане умер мужчина, потерявший восемь лет назад жену и детей, потому что его вовремя не обследовали, вспоминает Марина Пак из “Комитета матерей Беслана”. Еще одной женщине с грыжей, потерявшей в теракте ребенка, отказали в лечении в медцентре. “Ей сказали, что она не такая больная, чтобы ее туда положить”, – говорит собеседник Firstnews.
Общественники разработали законопроект о социальных гарантиях потерпевших от теракта, который поддержали парламенты Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана. Законопроект лоббировал и Сергей Миронов, но после его ухода из Совета Федерации подвижек нет, а Дмитрий Медведев в прошлом году по этому поводу промолчал, говорят в “Голосе Беслана”.
Республиканская программа о предоставлении жилья потерпевшим, принятая по поручению Дмитрия Медведева в марте этого года, толком тоже не заработала, жалуются правозащитники.
“Власти, мягко говоря, не торопятся”, – рассказывает Firstnews член комиссии по выделению средств на жилье для потерпевших от “Комитета матерей Беслана” Марина Пак. Проволочки связаны в том числе с тем, что положенного по закону статуса жертв теракта у пострадавших нет. По ее словам, в течение двух лет жилье должны выделить около 820 бывших заложников и тем, кто потерял в трагедии родных. За восемь лет, по подсчетам правозащитников, пострадавшие получили всего порядка 120 квартир – в основном те, у кого были очень плохие жилищные условия…
…В республиканском министерстве финансов собеседник Firstnews рассказал, что в этом году денег на жилье для бесланских жертв в бюджете не предусмотрено. Гарантий, что они будут выделены в 2013 году, нет, добавил он, поскольку у Северной Осетии “большой дефицит”.
“Мы пришли к выводу, что к руководству вообще не имеет смысла обращаться. Такое чувство, что Путин ведет политику в направлении “забыть Беслан”. Беслан – это табу, включая расследование и суды. Но что касается социальных гарантий, лечения и реабилитацию, то как это объяснить?”, – спрашивает Элла Кесаева.
Напомним, утром 1 сентября 2004 года во время проведения праздничной линейки отряд террористов численностью более 30 человек захватил бесланскую школу №1. Террористы загнали в спортзал более тысячи заложников, в том числе малолетних детей. Людей насильно удерживали в школе три дня, не давая им воду и еду. 3 сентября начался штурм здания. Жертвами трагедии в Беслане стали 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 – дети. Еще 810 человек, включая заложников, сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих, были ранены.
Источник: "Firstnews". - 31.08.2012. - 18:26.