Сам себя не похвалишь...

12 апреля 2012

Радужное выступление Путина в Госдуме омрачила голодовка


Владимир Путин 11 апреля выступил в Госдуме с последним отчетом о работе правительства. Премьер уже в четвертый раз за последние четыре года лично представлял депутатам результаты деятельности своего кабинета министров. Однако на этот раз парламенту предстояло услышать доклад об итогах работы исполнительной власти страны за все то время, пока ею руководил Путин. Предполагалось также, что избранный президент огласит что-то вроде наказа своему преемнику на этом посту, которым, напомним, считается Дмитрий Медведев.


Путин, впрочем, никакого отчета делать не стал. Точнее, он сделал его частично, взяв лишь первую часть из классической отчетной схемы – перечисление сделанного, констатация неудач, предложения по исправлению и улучшению. Более полутора часов премьер рассказывал депутатам о достижениях своего правительства. Причем, постоянно делая сравнения с другими странами – в основном теми, которые в мире считаются передовыми. И каждый раз у Путина получалось, что в России дела обстоят гораздо лучше, чем во многих странах Европы, Азии и Америки. Было в докладе премьера много цифр о постоянном расширении, безудержном росте и неизменном повышении всего того, что нравится людям в экономике и социальной сфере – уровня жизни, зарплат и пенсий, дотаций. Естественно, все то, что считается плохим и народу вредным, наоборот, по Путину, снижается, сужается и чахнет. Типа инфляции, безработицы и сырьевой зависимости бюджета. И даже бездорожье вместе с разгильдяйством, похоже, начали понемногу отступать.


Нет, конечно, о кое-каких недостатках глава правительства все-таки упомянул. Например, о плохом инвестиционном климате. Но в принципе лишь для того, чтобы сказать, что он станет-таки лучше. Но вот ни одного более или менее развернутого тезиса на тот счет, что все это результат полицейской преступности, чиновничьей коррупции, судейского произвола, монополизма и так далее – ничего этого в речи Путина не было.


Впрочем, точно так же, как и некоего прямого наказа своему наследнику Медведеву продолжать курс, проводимый сейчас, без существенных изменений. Однако в ответах на депутатские вопросы этот наказ по сути дела проявился. Потому что Путин с ходу отвергал любые попытки поставить под сомнение проводимый им социально-экономический курс. И все время давал понять, что никакой разумной альтернативы этому курсу нет.


При этом Путин допускал весьма откровенные высказывания. Например, начинают депутаты критиковать ЕГЭ, а премьер бросается его защищать, попутно заявляя – да, уровень коррупции в образовании от ЕГЭ вырос, но само направление реформы безусловно правильное. Или, скажем, первый зампред фракции “Справедливая Россия” Михаил Емельянов попытался напомнить Путину его обещание не вступать в ВТО, если это будет невыгодно российской экономике, спросив, какая из отраслей от вступления в него выиграет, а какая – проиграет. А тот уверенно заявил, что, мол, смысл нашего входа в ВТО в том и состоит, чтобы заставить российский бизнес модернизироваться под угрозой поражения от иностранных конкурентов. И получается, что соображения о благополучии населения, которое в конце концов и оплатит все издержки от ВТО, в расчет как бы не берутся.


Впрочем, примерно то же самое исполнительная власть произносила не раз. Наверное, путинский отчет перед ГД стал бы очередным рутинным мероприятием, если бы не демарш фракции “СР”. После ответа Путина на вопрос депутата Елены Драпеко о том, как премьер относится к астраханской голодовке “эсера” Олега Шеина и его команды, фракция в полном составе покинула зал заседаний. Потому что премьер откровенно заявил, что подробностей ситуации не знает и вмешиваться в нее не намерен. А Шеин, дескать, должен идти в суд, а не голодать. Именно это пожелание премьера, судя по всему, и стало для “СР” последней каплей. Потому что в нашей стране фраза “иди в суд” уже стала синонимом куда более грубого “посыла”.


После ухода “эсеров” с мероприятия из уст Путина прямо-таки полились политические сенсации. Например, он в принципе согласился обсуждать такую конституционную поправку, которая запретила бы одному и тому же человеку становиться президентом более двух раз. Это был ответ на вопрос коммунистов, но всем известно, что за исключение из Основного закона фразы “более двух сроков подряд” в ходе своей предвыборной кампании выступал лидер “СР” Сергей Миронов. Премьер вчера также дал понять, что он и на президентском фильтре в законе о прямых выборах губернаторов в принципе не настаивает. Тем более, что ему больше нравится идея проводить для кандидатов в губернаторы праймериз на уровне муниципальных собраний.


Но в отношении Шеина Путин как-то демонстративно упорствовал. И поэтому Миронов решил отложить заранее заготовленную речь по работе правительства и высказаться о ситуации в Астрахани. По его словам, суть этой ситуации, в которой почему-то не хочет разбираться премьер, заключается в следующем: “За последние три года трижды в Астрахани был беспредел на выборах. Дважды мы обращались в суды. Итог известен: правосудия, по крайней мере, в Астрахани, точно нет”. Миронов напомнил Путину, что в декабре, после думских выборов, недовольным их результатами тоже было рекомендовано идти в суды. Однако, скажем, в Петербурге все суды приняли решения исключительно в пользу “Единой России”. По словам Миронова, он и его товарищи все-таки надеялись, что у Путина есть ответ на вопрос о том, как выйти из этого положения, когда угроза жизни голодающим почти месяц людям вполне реальна. Лидер “Справедливой России” также заметил: “Если сегодня государство сравнить с кораблем, то парламентскую оппозицию можно сравнить с навигационным оборудованием, которое не позволяет в конечном итоге кораблю сбиться с курса, а идти именно туда, куда требует наш народ”.


По поводу же деятельности правительства Миронов 11 апреля по сути высказался заранее. С самого утра пленарного заседания он сделал такой вывод: “Несмотря на кризис, несмотря на возможность выйти из парадигмы, когда у нас вся экономика ориентирована только на сырьевой сектор, мы еще больше стали сырьевой державой. Ничего правительство в этой сфере не сделало”. Но зато в России стало больше долларовых миллиардеров – с 2007 года, когда их было 87, произошел двойной рост.


А в том докладе, который Миронов хотел произнести, но из-за жесткой путинской позиции по Астрахани так этого и не сделал, правительству за работу “Справедливая Россия” ставит “двойку”. Причем, уже четвертый год подряд.


Источник: "Новая политика". - 12.04.2012.