"Эсеры" уверены, что в следующей Думе их фракция станет больше

6 октября 2011

После исчезновения главной политической интриги этого года (кто из тандема будет баллотироваться в президенты) некоторые скептики поспешили объявить, что политика на Руси закончилась.



На самом деле она только начинается. Впереди парламентские выборы, и за голоса избирателей предстоит борьба не на жизнь, а на смерть. Тем более что срок полномочий будущего состава Госдумы увеличен, а значит, политическое будущее любой из партий на ближайшие 5 лет решится в декабре.


В связи с VI съездом “Справедливой России”, первая часть которого прошла на прошлой неделе, очень бурно обсуждается вопрос – пройдет ли эта партия в новый парламент после отставки с поста председателя Совфеда ее лидера Сергея Миронова. Те же скептики полны подозрений, что справедливороссы из-за своей принципиально-критической позиции к властям чуть ли не обречены.


Тысячелетней традицией российских властей преследовать оппонентов, конечно, пренебрегать нельзя, но ситуация со “Справедливой Россией” не так проста, как кому-то кажется.


В начале сентября ВЦИОМ сделал прогноз и, по выкладкам социологов, выходило, что партия Миронова с легкостью преодолевает 7-процентный барьер (даже с запасом – 10,7 процента голосов). То есть в самом начале избирательной кампании, когда главные козыри еще не предъявлены, “справедливороссы” уже вполне способны пройти в парламент и сформировать полноценную парламентскую фракцию.


Кстати, это очень любопытный пример строительства партии, которую даже при большом желании уже нельзя заподозрить в использовании административного ресурса, но при этом способной собирать голоса. И, казалось бы, “Справедливая Россия” делает это скорее не благодаря обстоятельствам, а вопреки. Но это обманчивое впечатление. В кармане у “справедливороссов” есть пусть не тайное, но очень эффективное оружие для борьбы. Во-первых, это, конечно, своя электоральная “ниша”.


Избиратель


Электорат мироновской партии имеет интересное свойство – он “универсален”. То есть в нем почти нет национальных, профессиональных, имущественных “табуированных” ограничений, поэтому за “Справедливую Россию” может проголосовать и врач, и инженер, и житель села. Впрочем, большинство сочувствующих “справедливороссам” можно объединить в один образ – это образованный специалист, желающий решительных перемен в стране. Пожалуй, это те, кто когда-то голосовал за Лебедя, Глазьева, Явлинского и ни при каких обстоятельствах не проголосует за “Единую Россию”. Причины протестного голосования очень точно сформулированы в манифесте “Справедливой России”:


“Политическая система “зажата”, конкуренция и возможности выбора сокращены до предела, гражданский контроль за деятельностью государства отсутствует, что ведет к всевластию чиновников. Хроническая неэффективность государственного аппарата усугубляется чудовищной коррупцией на всех этажах власти. Социальные лифты, обеспечивающие продвижение талантливых людей, оборваны, в кадровой политике царит “кумовство”, дети, родственники и близкие высокопоставленных чиновников занимают все “теплые места”.


Первая тройка в избирательном списке “справедливоросcов” выглядит вполне “проходимо”. Тем более что соблюдены неписаные законы жанра, где каждый из лидеров партии имеет свой ключ к сердцу избирателя.


Для одних главным символом “Справедливой России” станет бывший третий человек в стране – Сергей Миронов, который пострадал за свою принципиальность в политической борьбе, но приобрел бесценный опыт государственного строительства.


Для других им станет опытный законотворец Николай Левичев, упрямо отстаивающий здравый смысл при принятии важных законов.


Третьи главной в тройке посчитают другого депутата Госдумы – Оксану Дмитриеву, учитывая ее популярность, открытость и опыт практической работы. Важно, что имена участников первой тройки уже хорошо известны избирателям и принципиально не нуждаются в дополнительной “раскрутке”.


Низкий антирейтинг


Путь политика в глазах населения скорее шоу, чем наука, но в ней есть свои железобетонные константы и своя арифметика. А среди социологических параметров, оценивающих шансы политиков на успех, есть один особенный – антирейтинг. Он оценивает количество избирателей, настроенных решительно против партии. Чем больше у нее принципиальных противников, тем меньше смысла в агитации. Например, как ни убеждай бывших сторонников Явлинского или Немцова голосовать за КПРФ, они вряд ли так изменят свои убеждения. Но в случае со “Справедливой Россией” все ровно наоборот. У партии низкий антирейтинг. И ее сторонниками могут стать экс-сторонники как правых, так и левых. Но самое главное: “справедливороссы” – одни из самых главных претендентов на самую “лакомую” и обширную часть электората – так называемые “неопределившиеся”. Партия Миронова использует риторику “левых” о накопившихся социальных проблемах, замучивших население. И, предлагая пути решения этих задач, привлекает на свою сторону до сих пор аполитичную часть избирателей.


Например, “Справедливая Россия” в Госдуме упорно воевала за сохранение льгот для учителей в сельской местности. И сейчас настойчиво призывает правительство одобрить для педагогов 50%-ную скидку на покупку жилья на селе, предоставить льготы для абитуриентов из сельских школ при поступлении в педагогические, медицинские, сельскохозяйственные учебные заведения.


“Справедливороссы” обещают остановить рост цен на энергоносители, реанимировать систему страхования, увеличить финансовую поддержку села.


Что для жителей глубинки не просто слова, а реальная программа действий. Но самое главное – в лозунгах партии есть самое главное, о чем скучает большинство россиян…


Справедливость и свобода


“Справедливая Россия” выдвигает программные лозунги, которые сочетают требования активной и справедливой социальной политики с политическими реформами, направленными на создание более свободного государства. Согласно манифесту партия Миронова выступает за прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, мэров городов, сенаторов, восстановить графу “против всех”. “Справедливая Россия” требует упростить регистрацию политических партий, провести амнистию для предпринимателей, ставших жертвами рэкета со стороны чиновников,  заставить декларировать расходы чиновников высокого ранга и решительно конфисковывать имущество коррупционеров.


Таким образом “справедливороссы” привлекают на свою сторону протестный электорат, который сейчас находится на распутье. Либеральная его часть в растерянности –  “Правое дело” после изгнания из него Прохорова, по сути, развалилось. “Яблоко” с Григорием Явлинским полузабыто.


С другой стороны – не все хорошо и с левым флангом. Консерватизм и заезженные лозунги коммунистов за 15 лет приелись, и “Справедливая Россия” может получить голоса избирателей, уставших от Зюганова…


Таким образом, партия Миронова  создает себе широкую электоральную базу, включая в свой список реальных представителей гражданского общества (например, председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев, лидер движения “Садоводы России”, главный редактор газеты “Ваши 6 соток” Андрей Туманов).


Получается, что пройти в Госдуму “Справедливой России” может помешать только административный ресурс на местах. И в этом случае проиграют все. В первую очередь – сама власть, которая в итоге получит двух-трех-партийный парламент, который, мягко говоря, не будет пользоваться уважением у российского народа. Все поймут, что идет мягкий, “ползучий” переход к однопартийной системе, по которой наверняка скучают многие российские чиновники, мечтающие получить в свои руки безграничную власть над страной. 


Но в первую очередь проиграют наши граждане, так как увеличится пропасть между народом и властью, что всегда заканчивалось плачевно и для тех и для других.


Источник: газета "Комсомольская правда". - №25766-т. - 06.10.2011.