Мёртвый закон компрометирует живой закон

2 июля 2010

В Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина прошла Всероссийская научно-практическая конференция по мониторингу законодательства и правоприменения. Организаторами её стали Совет Федерации, Министерство юстиции и Конституционный суд РФ.


Главной темой обсуждения стал обнародованный в апреле доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (мониторинг правового обеспечения основных направлений внутренней и внеш­ней политики)» за 2009 год.


По мнению Сергея Миронова, систематический мониторинг состояния российского законодательства позволяет выявить приоритеты в законотворчестве и, что очень важно, определить критерии оценки качества российских законов. Председатель палаты подчеркнул, что мониторинг права становится организационно оформленным инновационным институтом государственного управления.


Острота дискуссии была задана участниками пленарного заседания сразу. Так, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Толстой отметил, что власть подчас подрывает свой авторитет непоследовательностью действий. Как, например, может совмещаться борьба с нелегальными доходами и отмена конфискации имущества? Ему это непонятно. Так же, как и действия Государственной Думы, которая сначала приняла, а после «отмашки из Кремля» отменила транспортный налог. Речь Юрия Толстого была встречена бурными аплодисментами участников конференции.


Советник Президента Российской Федерации, экс-председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев направил критические стрелы в сторону исполнительной власти, назвав её «слабым звеном» в области правоприменения. Говоря о проблеме коррупции, он подчеркнул: «Если исполнительная власть настолько коррумпирована, что её нельзя наделять властными функциями, надо навести порядок».


С конструктивной критикой системы, сложившейся в правоприменительной практике, согласился министр юстиции Александр Коновалов, который поддержал «неутешительные выводы» о «правовом нигилизме власти, бизнеса и широких слоёв населения». Он признал, что из-за «недобросовестных и своекорыстных юристов» уголовное преследование стало «дубиной коррумпированных людей в атаках на бизнес». Самым безобидным явлением Александр Коновалов считает «мертворождённые, неработающие законы». По его словам, неработающий закон – это впустую потраченные время и финансы, ведь любой законодательный акт, над которым трудится множество специалистов, стоит немалых денег.


Очень образно о качестве законотворчества сказал Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, сравнивший законы и нормативные акты с обычной авоськой, в которой носят картошку. Ячейки этой авоськи должны быть таковы, чтобы «картофелины жизни» из неё не вываливались.


Интересными и содержательными были секционные заседания. Так, на секции «Методология мониторинга законодательства и правоприменения на региональном уровне» обсуждалось развитие местного самоуправления. Оказалось, что идею расширения полномочий депутатов местного самоуправления как самой близкой к народу власти не все поддерживают, особенно в этом не заинтересованы представители власти исполнительной. Мотивируется это тем, что уже сложилась концепция разграничения властей и различные подвижки в этом вопросе могут дестабилизировать ситуацию.


Актуальные проблемы были обсуждены на секции «Совершенствование законодательства по вопросам уголовно-исполнительной системы», модератором которой выступил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков. Он проинформировал, что по предложению Президента в Федеральном Собрании идёт работа над законами об альтернативе наказания лишением свободы. Однако далеко не у всех эта инициатива вызывает понимание. Член Совета Федерации Юрий Калинин, который ранее шесть лет возглавлял Федеральную службу исполнения наказаний, пояснил, что альтернатива эта заключается не в том, чтобы освободить кого-то от уголовного наказания, а в том, чтобы защитить человека, совершившего малозначительное преступление, от злостных преступников, под влияние которых он попадёт, находясь вместе с ними в местах заключения. По словам Юрия Калинина, рассматривается и федеральный закон «О контроле за лицами, освободившимися из мест лишения свободы», поскольку важное место в системе должна занимать и профилактическая работа. Она способна предотвратить многие преступления.


Участники конференции не произносили панегирики, а довольно жёстко говорили о «законодательной вакханалии», кстати, этот термин употребил Председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов. Он, в частности, отметил, что «причина вариативности толкования законов кроется в отсутствии единства законопроектной работы исполнительной власти». Идущие из разных центров законопроекты правятся различными министерствами и ведомствами, которых они касаются. В итоге зачастую внесённые поправки, по словам Антона Иванова, «противоречат концепции законопроектов».


Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров заметил, что впервые три ветви власти собрались вместе, чтобы обсудить состояние законодательства. И пришли к неутешительным выводам. Уровень коррупции и преступности способен повыситься настолько, что самим коррупционерам и преступникам будет плохо. Необходимы комплексный мониторинг и создание «Свода законов Российской Федерации».


По итогам конференции, ставшей действительно представительным юридическим форумом, признано необходимым возвращение Министерству юстиции функции законотворчества. Правда, как признал министр юстиции Александр Коновалов, об этом говорить пока рано, а вот деятельность по подготовке указа Президента России о мониторинге законов ведётся серьёзная.


То есть работа по всестороннему мониторингу законодательства, начатая Советом Федерации, стала общегосударственной работой.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-02.07.2010.-№35