Дружбу народов ничто не в силах отменить

28 мая 2010

Чтобы трещинки межнациональной розни не превратились в пропасть, меры предпринимают, но их пока недостаточно. Такой вывод можно было сделать по итогам заседания Объединённой комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации на тему «Противодействие явлениям межнациональной розни: приоритетные задачи государства и гражданского общества».


На заседании выступил Председатель Совета Федерации и председатель объединённой комиссии Сергей Миронов. Обсуждаемая тема, заострил он внимание участников, архиважная, так как вопросы противодействия государства и гражданского общества проявлениям межнациональной розни самым прямым образом связаны с обеспечением стабильности общества и безопасности страны. Причём прямое насилие и конфликты – это лишь верхушка айсберга. «Не меньшего внимания заслуживают такие проблемы, как «язык вражды» и пропаганда агрессии, дискриминация по национальному признаку, разные формы ксенофобии в повседневной жизни и в быту, – отметил Сергей Миронов. – Проблем в этой области остаётся достаточно много. Они касаются также средств и мер противодействия межнациональной розни. В частности, эффективности деятельности системы культуры, повышения роли и авторитета сотрудника МВД, публичности расследований преступлений, социализации молодёжи, роста зрелости гражданского общества».


Хотя в обществе есть понимание существующих угроз, а государство предпринимает меры в области противодействия проявлениям межнациональной розни, однако того, что делается, недостаточно. Например, в последние годы серьёзные усилия были направлены на противодействие экстремизму: расширен перечень статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за совершение преступлений по мотивам национальной ненависти или вражды, в системе МВД появились подразделения по противодействию экстремизму, органы правопорядка стали более чётко и грамотно реагировать на проявления радикального национализма. Однако многие корни этой проблемы не только сохраняются, но и сами проявления розни воспринимаются многими людьми как обыденные.


Поэтому не следует утешать себя относительно благополучной статистикой. Так, в прошлом году по сравнению с 2005-2008 годами представителями правоохранительных органов, различных правозащитных и экспертных организаций была отмечена тенденция к сокращению числа фиксируемых преступлений на почве межнациональной розни. А по данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведённого летом 2009 года, по сравнению с 2005 годом заметно – с 34 до 55 процентов – выросла доля респондентов, не испытывающих неприязни к каким-либо этническим группам. Это происходит, по мнению главы палаты, из-за того, что многие негативные явления принимают латентную форму и выпадают из прямого поля видения общественности.


Ещё одна тревожная тенденция – радикализация части националистических групп и объединений, их переход к использованию таких методов, как подрывы, поджоги, насилие в отношении сотрудников органов правопорядка, судей, общественных деятелей.


Разумеется, противостоять этим и другим негативным проявлениям одними увещеваниями и пожарными мерами по их ликвидации было бы неправильно. Поэтому обнадёживает то, что удалось добиться появления в федеральном бюджете отдельной строки расходов на государственную национальную политику. Правда, сумма на этот год выделена не ахти какая – 80 миллионов рублей. Для сравнения: в прошлом году она составила 179 миллионов рублей, а в 2008-м – 240 миллионов. «В рамках нашей комиссии, – обратил внимание Сергей Миронов, – неоднократно указывалось на важность адекватной финансовой основы национальной политики. Это объективная необходимость для многонационального государства». Ещё одним шагом стало принятие закона, установившего возможность бюджетной поддержки национально-культурных автономий со стороны государства, но и здесь реальные финансовые ресурсы не позволяют полноценно реализовать предоставленное законом право.


Тем не менее за последние годы целый ряд российских регионов, в том числе с весьма мозаичной этнонациональной структурой, добился заметных успехов в области национальной политики. Речь идёт о законотворчестве, мерах по гармонизации межнациональных отношений, профилактике различных форм розни. Около


20 регионов имеют собственные концепции национальной политики, законы о национальной политике и межэтнических отношениях. Однако актуальной остаётся задача по усилению координации деятельности субъектов Федерации между собой и с федеральными органами власти. Естественно, для парламентариев это совершенствование законодательного противодействия национальной розни.


«Надо понять, – говорит глава палаты, – какие статьи законов и почему на практике не работают, а какие – применяются эффективно и не вызывают вопросов, где имеются слабые звенья. В частности, думаю, что следует ещё раз обратиться к законодательству о противодействии экстремизму и практике его применения, посмотреть, есть ли в нём положения, которые нуждаются в коррекции и уточнении».


Одним из приоритетов законодателей для успешной борьбы с разными формами и проявлениями межнациональной розни является развитие и совершенствование правовых основ национальной политики в целом. Прежде всего речь идёт об обновлении Концепции государственной национальной политики с учётом требований времени, новых угроз и вызовов, а также перспектив принятия базового федерального закона об основах государственной национальной политики. Работа в этом направлении ведётся давно, и её, считает Сергей Миронов, «пора вывести на финишную прямую». Тем более что Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике уже подготовлена концепция федерального закона «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации».


Добиваясь благой цели, важно не допустить в рамках борьбы с проявлениями межнациональной розни и экстремизмом перекосов, нарушений законных прав граждан и организаций, ограничения свободы слова и научной деятельности, предупредил Сергей Миронов. «Не секрет, что были случаи, когда правомерность решений судов и действий органов правопорядка вызывали серьёзные вопросы у общественности», – напомнил он. Например, в начале 2000-х годов было возбуждено дело и судебное разбирательство против известного учёного-этнолога, профессора Ставропольского государственного университета Авксентьева, который обвинялся за включение в научную книгу примеров негативных высказываний респондентов. Суд оправдал обвиняемого.


Серьёзное внимание должно быть уделено повышению качества экспертизы, которая ставила бы точку в вопросе о национальном мотиве того или иного правонарушения, выстраиванию эффективной системы прогнозирования и раннего предупреждения конфликтов, данные которой должны ложиться в основу принятия государственных решений. В целом нужны более скоординированные действия экспертного сообщества и органов власти разного уровня, отвечающих за национальную политику. По мнению главы палаты, оптимальным решением стало бы создание на федеральном уровне органа исполнительной власти с серьёзными полномочиями и ресурсами, главной профильной деятельностью которого были бы вопросы национальной политики.


Значимым условием для успешной профилактики экстремизма и ксенофобии должна стать более целостная и системная миграционная политика. Это касается как привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа, так и управления внутренними миграционными процессами. Например, серьёзным фактором этнополи-тической напряжённости по-прежнему является сокращение доли рус ского населения в ряде регионов, прежде всего на Северном Кавказе. Обратной стороной становится недоверие к выходцам с Кавказа в регионах с преимущественно русским населением.


Слабо контролируемая внешняя миграция наносит ущерб экономике страны и негативно влияет на уровень преступности, ведёт к росту межэтнической розни и конфликтам. И списывать весь комплекс сложных проблем на ксенофобию или на действия радикалов – это заведомое упрощение ситуации. Необходимо общими усилиями выстраивать эффективно действующую систему по адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе, включающую механизмы воспитания в духе и традициях российской культуры. Одновременно нельзя допускать появления закрытых этнических анклавов, новых «черкизонов», которые живут по своим обычаям и зачастую питают криминальную среду. А криминальная этническая среда – это один из факторов, порождающих межнациональную рознь.


Актуальной задачей в сфере противодействия явлениям межнациональной розни является более широкое вовлечение структур гражданского общества в работу по гармонизации межнациональных отношений. Здесь немалый интерес представляет позитивный опыт регионов в части использования потенциала национально-культурных автономий, диаспор и землячеств, которые должны заниматься не только организацией культурно-массовых мероприятий, но и урегулированием споров и конфликтов, интеграцией мигрантов, участвовать в подготовке решений и правовых актов, в просветительской деятельности.


Своё слово должны сказать и деятели культуры. Сегодня не хватает современных произведений, раскрывающих позитивные стороны дружбы и сотрудничества разных народов России. А ведь ещё недавно мы через фильмы, книги, песни с интересом приобщались к многонациональной истории и культуре народов нашей страны. Прав был академик Дмитрий Лихачёв, говоря о том, что «национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не замыкают народы в себе».


Участники заседания обращали внимание на проблемы, решение которых будет способствовать улучшению и укреплению межнациональных отношений. Например, распространению на бытовом уровне ксенофобии в немалой степени сегодня способствует Интернет. К сожалению, деятельность этого мощного информационного ресурса не урегулирована нормативно-правовыми актами.


Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентин Купцов обратил внимание на то, что в последнее время роль государства в национальной политике стала размываться. В том числе из-за того, что 12 субъектов Федерации до сих пор не привели свои основные законы в соответствие с российской Конституцией, а давно разработанные законопроекты в сфере национальной политики, в том числе одобренные регионами, так и не приобрели статус федеральных законов.


Председатель Государственного совета Татарстана Фарид Му-хаметшин внёс предложение: по аналогии с включением в список государственных праздников страны Дня Крещения Руси таким же образом отметить День принятия ислама. Сергей Миронов одобрительно отнёсся к этому, напомнив, что после православных количество сторонников ислама в России самое многочисленное.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-28.05.2010