17 апреля 2009
В России, с ее протяженностью и уникальным географическим положением, есть все условия для развития транзита грузов между Европой и Азией.
В условиях нарастающей конкуренции, чтобы не потерять лидирующее положение, нужно постоянно держать руку на пульсе. Разговор о повышении транзитного потенциала России состоялся в Совете Федерации. Крупнейший сухопутный транспортный коридор Восток – Запад, основу которого составляет самая длинная железная дорога в мире – Транссибирская магистраль, соединяет страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Технические возможности Транссиба позволяют перевозить до 100 млн. тонн грузов в год, в том числе до 200 контейнеров международного транзита. Однако это не максимальный показатель. Магистраль не загружена на сто процентов. И это при том, что она весьма привлекательна для стран-соседей. Как рассказал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Япония хочет резко увеличить свои транзитные перевозки через Россию. Ряд крупных компаний этой страны готовы вкладывать деньги не только в строительство самой железной дороги, но и в развитие отдельных российских регионов. Однако потенциальных инвесторов сдерживает отсутствие на российском рынке конкуренции между транспортно-логистическими компаниями. “Без развития конкурентной среды, создания современной экологической инфраструктуры, упрощения таможенных процедур мы не сможем привлечь международный транзит в нашу транспортную систему”, – заметил Сергей Миронов.
Наряду с наращиванием объемов перевозок с Востока на Запад идет работа и над новым транспортным коридором Север – Юг. Он позволит впервые в истории создать сухопутный “мост” длиной около 4, 5 тысячи км от Санкт-Петербурга до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе и соединить Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии. По мнению экспертов, товарный рынок этой магистрали составит 16 – 17 млн. тонн в год.
Однако, даже имея такие возможности и обладая громадным потенциалом, транзитный рынок России требует особой, тщательно проработанной юридической базы для работы всех заинтересованных сторон. Но здесь у нас есть преимущество – протяженность страны, а следовательно, единое правовое, административное, экономическое, таможенное пространство на протяжении всего транзита.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-17.04.2009.-№022.-с.3