Войти в образ. ("Известия" (Москва).- 20.02.2003.- №031.- c.2)

20 февраля 2003

Многие страны давно это поняли и научились использовать в своих интересах. На имиджевом эффекте, помимо всего прочего, держится финансовая система Америки. Крупнейшего должника современности – и одновременно крупнейшей экономической державы, До тех пор, пока мировое сообщество верит, что американская денежная и американская военная мощь несокрушима, ее и впрямь никто сокрушить не сможет.

Разумеется, перед Россией сейчас стоят проблемы и задачи совсем другого масштаба и уровня. Но и они не могут быть решены без определенной степени внушения – и самовнушения.

Да, ни в коем случае нельзя жертвовать свободой доступа к любой информации о жизни страны, в том числе самой негативной. Но нельзя и нагнетать в обществе, как это сплошь и рядом происходило в 90-е годы, чувство катастрофизма, броскими политическими фразами отпугивать потенциальных инвесторов, закачивать в сознание россиян отрицательную энергию неверия в собственное будущее.

Необходимо видеть сложность происходящих процессов, движение, пускай постепенное и мучительное, к новой жизни – и уметь преподнести себя миру с лучшей стороны. Это и есть политика создания положительного имиджа; она в одно и то же время виртуальна и практична до мозга костей.

Потому что мало создать в стране хороший инвестиционный климат – нужно, чтобы в него поверили потенциальные инвесторы.

Мало достичь политической стабильности – необходимо, чтобы это ощущение было донесено до западных и восточных партнеров.

Мало требовать от европейских и американских журналистов, чтобы они не изображали Россию как страну сплошных ужасов и несчастий; для начала требуется самим научиться видеть вокруг себя приметы обновления.

Другой вопрос, можно ли выгодно подать (и, если угодно, продать) себя во внешнем пространстве, если ты не выработал чувства собственного достоинства в пространстве внутреннем? Мыслимо ли создать положительный образ страны, если общество не готово сойтись на простых, общедоступных, традиционных и в то же время вечно обновляющихся принципах?

На ключевых идеях своего настоящего и будущего. Свобода, частная собственность, семья, отечество, Бог – с нашей точки зрения, именно на этих положительных принципах, которые всегда предшествуют положительному образу, может и должна базироваться вся внутренняя политика России. Они способны служить критериями оценки любых событий нашей общественной жизни. Разумеется, Бог у каждого свой, как у каждого своя семья; лишь отечество и свобода у нас общие. Но без веры в идеал, без доверия близким, как без верности отечеству и свободе, не может состояться ни отдельный человек, ни страна в целом.

Мы за последние годы ухитрились замусолить, лишить смысла, подарить разного рода радикалам и проходимцам многие очень важные слова. Патриотизм, либерализм, память, демократия, консерватизм… Так, может быть, хватит? Может быть, пора уже отмыть ключевые понятия нашего гражданского словаря от давно налипшей на них политической грязи? И именно с этого начать воссоздание положительного образа России. Он же – ее международный имидж.

А деньги потом пригодятся. Куда же без них.