11 ноября 2008
Вопрос о состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления (МСУ) в стране рассмотрен на заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принципиальным в ходе реформы Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает максимальное приближение власти к людям. А государство должно помочь в этом. Помогает ли? В чем-то да, но по сей день остается немало и нерешенных проблем.
В активе реформы МСУ на сегодняшний день – создание и преобразование тысяч муниципальных образований, установление и закрепление их границ, разработка уставов, проведение выборов в представительные органы МСУ (например, 12 октября, в единый день голосования, состоялось почти шесть тысяч таких выборов в 65 регионах страны), принятие законов субъектов Федерации, наделяющих органы МСУ отдельными государственными полномочиями с предоставлением субвенций на их исполнение, программ государственной поддержки развития муниципальных образований.
Среди вопросов, требующих оперативного решения, – законодательное закрепление перечня полномочий и вопросов местного значения, которые не могут быть переданы с поселенческого на районный уровень, финансовое обеспечение полномочий органов МСУ, оформление прав на муниципальную собственность, создание реестров имущества, разработка механизма контроля за использованием в муниципалитетах земли.
В качестве положительного примера Сергей Миронов привел принятие в ряде регионов специальных решений о перераспределении своих региональных налоговых поступлений. Однако далеко не везде желают делиться деньгами и властью, что не способствует приближению этой власти к народу, самостоятельному решению людьми многих вопросов местного значения. Как правило, муниципальное образование чувствует себя уверенно, когда преодолевает психологически значимый рубеж, обеспечивая местный бюджет более чем на 50 процентов за счет собираемых на месте налогов.
Многие проблемы, по мнению спикера, можно решить исключительно законодательным путем. Например, назрела необходимость в принятии федерального закона, учитывающего особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). При этом Сергей Миронов призвал разрабатывать законы основательно, а не писать их “на коленке”, чтобы они “работали”, а не подвергались постоянным изменениям.
Участники заседания поддержали предложение о необходимости принятия ряда законодательных актов с целью более эффективной реализации реформы МСУ.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-11.11.2008.-№070.-с.3