25 апреля 2022
В моей почте сейчас основной поток писем о событиях на Украине. Люди поддерживают военную спецоперацию, восхищаются доблестью, героизмом и гуманностью наших военных, возмущаются коллективным Западом с его – на этот раз прямо “из ада” – санкциями против нашей страны. Вот два типичных письма.
Давно получаю письма от женщины, которая живет на мизерную пенсию, сама болеет и при этом ухаживает за дочерью-инвалидом. Раньше она ругала власть, писала о равнодушии чиновников, о своих бедах и горестях. А в новом ее письме читаю: “Да, нам живется тяжело, но ничего – терпели и потерпим еще. Сейчас главное, чтобы Россия победила. Поддерживаю Путина и наших военных!”.
Второе письмо от В. Кузнецова из Самары: “Я, безусловно, верю в нашу победу над нацистским киевским режимом и в то, что Украина вновь станет братской страной. Но волнует вопрос: “А что будет дальше? Как все сложится у нас в России после спецоперации?”. Неужели власть скажет: “Всем спасибо за поддержку, продолжаем строить капитализм”? Нет, так не пойдет! Россия не может остаться прежней. Мир меняется, наша роль в нем тоже меняется. Надо определяться: какую страну мы строим, какие цели ставим, куда идем?”.Реклама
Разные письма, но в них говорится о судьбоносных вопросах для государства. Они требуют точных и глубоких размышлений – для дальнейших действий.
Против чего мы воюем?
Что наши воины защищают в специальной военной операции? Ответ ясен. Мы в горячей фазе борьбы за существование нашей страны как одной из великих цивилизаций мира, за будущее России. Обманутые украинцы – лишь орудие в руках сил, мечтающих уничтожить Россию.
Наш народ именно так понимает сложившееся положение, к которому привели своими действиями на протяжении многих лет страны Запада, прежде всего США, страны ЕС, их вооруженный до зубов военный блок НАТО, заточенный на обеспечение господства США и его приспешников в мире. Все предложения Российской Федерации, ее проекты иного устройства безопасности в мире были ими отвергнуты безоговорочно.
24 февраля было принято решение: дальше тянуть нельзя. Неделя-вторая – и Украина начнет войну за покорение Донбасса, дав старт коллективному Западу для выполнения его заветной цели – физической отмены России, уничтожения ее как цивилизации. Но не на тех напали. И мы своих не бросаем!
Современный американский мыслитель предваряет заключительный раздел своей книги “Столкновение цивилизаций” разделом “Цивилизационная война и порядок”. Что же в его понимании кроется за словом “порядок”? А это – порядок победителей. Не больше и не меньше. Как тут не вспомнить вопрос нашего президента: “Зачем нам мир, в котором не будет России?”.
К началу второго десятилетия XXI века коллективный Запад сбросил маску с красиво нарисованными на них толерантной улыбкой и морщинами на лбу – якобы от глубочайших дум и забот о всеобщем благоденствии. Обнажились и оскал русофобии, и глаза, полные ненависти ко всем, кто никогда им не уступит Родину, Отечество, народ. Запад со смертоносной щедростью снабжает последователей гитлеровского прихвостня Бандеры горами оружия. Печально видеть, как “цивилизованный мир” действует совсем не цивилизованно, отбрасывая прочь и международное право, и свои заявленные ценности. Запад окончательно избавил нас от иллюзий о себе.
Пора жить своим умом
Что скрывать, эти иллюзии были. Что еще хуже, ими руководствовались на государственном уровне на протяжении десятилетий. Во времена распада СССР на почве всеобщего смятения умов наши либералы-западники сумели внедрить в сознание россиян миф о “капиталистическом рае”. Дескать, стоит России войти в клуб “демократических государств”, и те распахнут ей объятья. И потекут инвестиции и технологии. А там, глядишь, вообще станем жить-поживать, как в Париже или Берлине: много колбасы и модных тряпок…
Но США и их приспешники в Европе как рассматривали Россию в качестве геополитического противника, так и рассматривают. НАТО на восток они расширяли, а вот технологиями особо не делились.
Реформы по иноземным рецептам – пожалуйста. Они обернулись грабительской приватизацией, потерей ключевых промышленных отраслей, обогащением олигархов и обнищанием миллионов россиян.В экстремальных обстоятельствах у нас есть только один вариант: выстраивать самодостаточную, полно отраслевую, надежно защищенную от внешних влияний экономику
Не все жили под гипнозом иллюзий. Наша партия всегда выступала категорически против либерально-монетаристского курса, против излюбленной формулы его апологетов: “Главное – продать нефть и газ, а все остальное купим”. Мы предупреждали об опасности ставки на сырьевую модель экономики.
Многие годы мы били в набат и по поводу опасности пресловутого “бюджетного правила”, когда огромные доходы от нефтегазового экспорта вкладывались в ценные бумаги и валюту США и стран ЕС, укрепляя тем самым их экономики и обескровливая нашу. Сейчас это стало “ахиллесовой пятой” России, куда и ударили недруги, лишив страну более 300 млрд долларов валютных резервов. Кто за это ответит?
Мы одновременно говорим “гуд бай” Америке и Европе, которые уже не могут быть для нас никакими ориентирами, и прощаемся с некоторыми персонажами, насаждавшими на российской почве чуждые экономические модели. Символ этого – отъезд за рубеж идеолога “прихватизации” А.Чубайса.
“Западничество есть лакейство, лакейство мысли”, – писал в свое время Федор Достоевский. В его правоте убеждаешься и сегодня, анализируя результаты многолетней деятельности постсоветских “реформаторов”. Они раболепно следовали западным рецептам, предлагая, образно говоря, лекарства, которые много опаснее самой болезни.
Импортозамещением необходимо заниматься не только в экономике, но и в госуправлении. Взять пенсионную систему. Ее усложненную конструкцию со страховым и накопительным компонентами горе-реформаторы старательно списали с зарубежных образцов. Для российской почвы она не годилась, это стало быстро понятно. Пошел многолетний и бесчисленный, но бесполезный вал корректировок. Система была порочна в своей основе, и пенсии как были, так и остаются на нищенском уровне. Выйти из тупика можно, возвратившись к солидарной системе, простой, справедливой и понятной народу.
Примерно та же ситуация и в здравоохранении. Какая польза от страховой модели медицины? Понятно, что она выгодна посредникам из частных страховых компаний, паразитам, присосавшимся к бюджетному финансированию. А вот врачам и пациентам от нее сплошной вред.
Система образования. Российской школе навязали ЕГЭ, нанеся ей тяжелый удар. Насилием над нашим вузовским образованием стало внедрение так называемой “Болонской системы” – ради “интеграции в европейское образовательное пространство”. Разрушили прежнюю пятилетнюю систему, работавшую вполне эффективно, перекроили учебные программы, наплодили бакалавров и магистров. И что? Куда мы интегрировались? А что сделали с отечественной наукой? От нее осколки одни, точнее – Сколково.
Пора очищаться от всех плодов лакейского копирования. Возвращаться к своим истокам, историческому опыту. Жить своим умом. Либералы-западники сегодня покидают страну, ибо в завтрашней России им делать нечего. Кто следующий из клана навострит лыжи за рубеж? Их пока немало даже во властных структурах. Но это ненадолго. Их время закончилось.
Страна без ловушек и тупиков на пути
Один из лозунгов дня: “Даешь импортозамещение!”. Курс на него был заявлен еще в 2014 году, после возвращения Крыма в РФ и первых санкционных “залпов”. Определенные успехи в ее реализации достигнуты, например, в аграрном секторе. Но по многим направлениям ситуация тревожная. Доля импорта в машиностроении, фармацевтике, электронной промышленности и многих других отраслях остается запредельно высокой. Почему идет торможение? Одна из причин – привычное упование на то, что “рынок все отрегулирует”. Но ведь многие проекты по импортозамещению заведомо не могут приносить быстрой прибыли. Здесь, наряду с рыночными, нужны нерыночные методы, в том числе разумное использование плановых начал, целевое госфинансирование, льготное кредитование и т.д.
В экстремальных обстоятельствах у нас есть только один вариант: выстраивать самодостаточную, полноотраслевую, надежно защищенную от внешних влияний экономику. Путь к этому лежит через новую индустриализацию и через кардинальную перестройку системы управления всем производящим комплексом страны.
Мы не за отмену рынка и конкуренции, но пора уже перестать шарахаться и от слова “план”. Советская плановая система на закате СССР стала неэффективной. Но сегодня мы лучше понимаем сущность современного планирования. Нынешний уровень систем компьютерного моделирования позволяет реализовывать задачи планирования любой глубины и сложности. Глупо и недальновидно не использовать это. Надо возрождать на новой основе Госплан и практику стратегического планирования развития РФ. Говорят, кто ничего не планирует, на самом деле “планирует” провалы. Время возвращаться к здравому смыслу, разумно сочетая и рыночные начала, и плановые.
Безыдейность ведет в тупики
Россия – на переднем крае борьбы за новый справедливый мир. Противоборство идет не только на военном и экономическом фронтах, но и на мировоззренческом. Недруги пытаются представить Россию “исчадием зла”, стремятся расшатать наши государственные устои, испытывать на прочность патриотическое сознание народа. Мы же знаем, что находимся на стороне Добра, и именно оно воплощает в себе Правду и Справедливость.
Столкновение цивилизаций рождает острую потребность в идеологии. Однако в Конституции РФ содержится прямой запрет: “Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.
Почему в свое время возникла идея сделать государство “идеологически стерильным”? Тогда общество только освободилось от монополии КПСС, и была иллюзия, что избавление от любых “измов” – это якобы бесспорное благо. Но вакуум идей все равно будет заполнен. Если нет позитивных целей, идей и ценностей, начнут доминировать негативные. Только и всего.
С 2016 года я много раз публично поднимал данную проблему. Порой натыкался на критику: “Мол, Миронов ратует за возвращение к тоталитарному прошлому с его единомыслием”. Ничего подобного! Никто не собирается отменять политическую конкуренцию, многопартийность и право политических сил предлагать обществу свои пути развития страны. Речь о другом: о том, что всем миром можно и нужно работать над комплексом идей общенационального масштаба.
Пока политики и интеллектуальная элита раскачиваются, идеи рождаются снизу, в массах. В том числе в виде лозунгов, ставших популярными в последние недели: “Своих не бросаем!”, “За Русский мир!”, “Сила в правде!”, “Смерть нацизму!”. Разве это не крупицы идеологии? А какой сильный идейный посыл содержится в замечательной инициативе, родившейся в ходе спецоперации на Украине, когда при освобождении населенных пунктов воины стали водружать советское Знамя Победы! Не по приказам свыше. Бойцы сами интуитивно ощутили духовную и идейную связь с поколением фронтовиков и наполнили высоким смыслом свою освободительную миссию.
Убежден: сегодня жизненно важно снять запрет на госидеологию, детали которой будем вырабатывать и обсуждать всем миром. Наша партия считает, что, наряду с финансово-экономическим блоком, в составе Правительства РФ необходим и культурно-идеологический блок. В него должны войти минкульт (в обновленном и усиленном виде), министерства и ведомства, отвечающие за образование, массовую информацию, те, кто влияет на умы и сердца людей. Идеологическая оснащенность определяет здоровье общества в целом.
Ради свободного развития человека
Конституция устанавливает, что РФ – это “социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Вполне четкая идеологическая установка! Что она означает?
Для нас, социалистов, понятие “социальное государство” идентично понятию “новый социализм”. Поскольку выше шла речь о государственной, надпартийной идеологии, проблематику нового социализма я оставлю за ее рамками. Лишь замечу: даже те, кто не разделяет социалистические идеалы, не могут игнорировать слова русского философа Николая Бердяева: “У России душа не буржуазная, не склоняющаяся перед золотым тельцом”.
Пока идея социального государства часто остается на уровне декларации. Суть ее выхолащивается. Многие политики рассуждают так: если за счет бюджета финансируются какие-то социальные программы, то государство уже является социальным.Власть должна больше доверять своему народу. Он заслуживает доверия. Любое развитие общественных горизонтальных связей, волонтерская активность должны максимально поощряться
Но это абсолютно неверно! Программы поддержки малоимущих и других социально уязвимых слоев населения, конечно, чрезвычайно важны. Но это лишь частность. Наши граждане хотят гораздо большего. Они хотят видеть государство, основывающее всю свою политику на принципах справедливости. Создающее справедливые механизмы перераспределения общественных богатств и эффективно борющееся с бедностью. Обеспечивающее достойный уровень зарплат и пенсий, доступные образование, здравоохранение, жилье. Людям нужны не просто красивые слова, а конкретные решения. Например, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, справедливого базового дохода, масштабные программы строительства социального жилья и т.д.
Таких предложений у нашей партии много, не время их тут перечислять. Когда страна живет в режиме форс-мажора, не все возможно реализовать. Но ведь есть необходимые шаги, которые не требуют особых финансовых трат. К примеру, убежден: сегодня для власти было бы чрезвычайно своевременно признать допущенную грубую ошибку с повышением пенсионного возраста. Нужно проявить политическую волю и вернуть все, как было. А граждане поймут и оценят.
Для нас справедливое государство – это обязательно государство свободное. Государство приветствующее, а не гасящее активность граждан. В последние годы была допущена серьезная ошибка, когда местное самоуправление было фактически свернуто, а выборы на местном уровне выхолощены. Эту систему следует возродить. Власть должна больше доверять своему народу, который, в отличие от немалой части элиты, в период тяжелых испытаний остался верен интересам страны. Он заслуживает доверия. Любое развитие общественных горизонтальных связей, волонтерская активность, идущая в рамках закона, в будущей России должны максимально поощряться.
Предлагаем шире развивать свободу слова, свободу критики. Чиновники не имеют права прятаться за своим статусом, если они нарушают закон, нарушают права наших граждан. В последние годы стали бояться открытых выборов. Этой практике должен быть положен конец. Если боишься выборов, тебе нечего делать во власти.
Опорой будущей России должны стать люди самостоятельные, то есть те, кто сам может стоять на ногах и готов делать осознанный выбор – малые предприниматели, квалифицированные рабочие и ученые, фермеры и так далее.
А функции управления должны при этом осуществлять те, кто достойно себя проявил в период тяжелых испытаний. Предлагаем открыть социальные лифты для героев идущей битвы. Они прошли через огонь и не подведут народ. Элита России, в том числе интеллектуальная, должна обновиться, очистившись от отрекшихся от Родины в трудный час и впитав новое, молодое поколение.
За что сражается российский солдат?
Возвращаясь к письму женщины, о котором упоминал в самом начале, скажу: да, россияне способны многое вытерпеть и выдержать. Важно только, чтобы тяготы кризиса распределялись по-честному, чтобы никто не ловчил. А не по известной пословице: “У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий”. Простым людям в любом случае сейчас тяжелее, чем олигархам. Олигархи должны это помнить. В годы Великой Отечественной многие люди, от артистов до председателей колхозов, добровольно переводили личные деньги в фонд обороны. Сколько отрядов, например, Донецкого ополчения экипировали за свой счет наши нефтяные, металлургические и прочие “короли”? Ни одного?
С чем мы в первую очередь должны распрощаться после победы? Вот с такой глухотой изрядной части элиты, с ее отрывом от народа. Хватит мириться и с тем, что Россия завоевала незавидную репутацию “чемпиона мира по социальному неравенству”. Совершенно абсурдна ситуация, когда какая-то сотня российских олигархов владеет третью национального богатства. А менее 0,0001% взрослого населения страны, 500 сверхбогатых граждан, обладают 40% всех финансовых активов россиян или суммой в $640 млрд. И даже в пандемию стали еще богаче (до рекордных $663 млрд.).
Западные санкции отчасти помогают решать проблему неравенства и небывалого расслоения населения по доходам. Просто удивительно то, что происходит сейчас с российскими олигархами. Уж как эти господа старались стать там, на Западе, своими, как налаживали связи, обустраивались за рубежом, выводя туда капиталы из России, скупая виллы, яхты, самолеты, спортивные клубы. И вот теперь что-то замораживается, что-то арестовывается. Для элиты это должно стать уроком на будущее. Санкциям против “офшорной аристократии” миллионы россиян, можно сказать, аплодируют стоя. Процесс деофшоризации экономики надо довести до конца.
Еще недавно можно было услышать разговоры: мол, случись война, за что будет воевать российский солдат? За миллиарды каких-нибудь абрамовичей и фридманов? За коррумпированных чиновников? Но наш солдат твердо знает, что сражается за Родину, за ее национальные интересы, за ее безопасность. А теперь на Донбассе и на Украине наши военные бьются еще и за такое социально-экономическое устройство России, при котором ее богатства станут служить народу, а не какой-то касте “избранных”.
Чрезвычайной тяжести испытания выпали на долю народа России и ее воинов. Мы их преодолеем и одержим победу, которая откроет путь для переустройства России, для жизни по-новому – на основах социальной справедливости. Мы не имеем права упустить этот исторический шанс!