Сергей Миронов: Россия намерена развивать и расширять практику обучения иностранных студентов в российских вузах

10 июля 2006

10 июля председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел третье заседание Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации “Обучение иностранных студентов в России: социальные проблемы и безопасность”.


Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе Совета Федерации, на заседание Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации прибыли Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель Ассоциации иностранных студентов России Габриэль Анисет Кочофа, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, представители землячеств иностранных студентов в России и высших учебных заведений.


Открыл встречу в Совете Федерации с представителями международных студенческих диаспор – студентами, обучающимися в России, Председатель Совета Федерации, председатель Объединенной комиссии Сергей Миронов. В Совете Федерации, как рассказал С.Миронов участникам встречи, работают представители 28 национальностей, а в Совете законодателей, объединяющим глав региональных парламентов, представлены 34 национальности. Поэтому вполне логично, подчеркнул он, что именно в стенах Совета Федерации родилась идея создания Объединенной комиссии.

Вопрос безопасности и социальных гарантий для зарубежных студентов в России, по словам С.Миронова, “не простой, налицо много негативных факторов”. Однако не надо замалчивать проблемы, занимать “страусиную политику”, а надо искать пути их решения, вырабатывать законодательные алгоритмы, используя богатый многовековой опыт совместного проживания почти двух сотен этносов на территории России.

“Большего и позитивнейшего опыта совместного проживания разных народов, какой имеет Россия, не имеет ни одна страна. В России 182 этноса проживают на территории от Балтики до Тихого океана, поколение из поколения перенимая друг у друга все самое интересное. Переплетены культуры, национальные языки и традиции. Межконфессиональные отношения всегда отличались доброжелательностью и добрососедством. Когда возникали угрозы нашей государственности, все конфессии вместе отстаивали независимость и территориальную целостность России”, – отметил С.Миронов.

Российские университеты, ведущие свою историю несколько веков, имеют значительный опыт по обучению студентов разных национальностей России и иностранных студентов, напомнил С.Миронов. С конца XIX века в России стали бесплатно обучать студентов из Балканских стран.

“В Советском Союзе была лучшая система высшего образования, – отметил С.Миронов, – его получили свыше 600 тысяч специалистов более чем из 160 стран, и многие из них входят в политическую и бизнес элиту своих стран”.

Около двадцати премьер-министров и более ста членов правительств зарубежных государств имеют российский диплом о высшем образовании. В 2003 году состоялся второй международный форум зарубежных выпускников российских вузов, который стал подтверждением высокого класса российской высшей школы.

Сегодня в России, по информации С.Миронова, обучаются более ста тысяч иностранных студентов более чем из 150 стран мира. “Россия намерена расширять свое присутствие на мировом образовательном рынке”, – Председатель СФ. Правовым основанием для этого должна стать одобренная в 2002 году Президентом РФ концепция по подготовке национальных кадров и специалистов для зарубежных стран в российских вузах. “Мы встали на курс признания российских дипломов во всем мире как участники Болонского соглашения, придания им статуса диплома международного образца”, – подчеркнул С.Миронов.

Российское образование, подчеркнул С.Миронов, является фундаментальным, оно прививает навыки дальнейшего повышения профессионального мастерства, общекультурной ориентации, и помогает найти себя и применение своим силам в нашем быстро меняющемся мире. Кроме того, заметил спикер СФ, оно является действительно доступным в финансовом плане, если принять во внимание дороговизну образовательных услуг во всем мире.

Далее С.Миронов сказал о негативных тенденциях последних лет – о противоправных действиях, совершаемых в отношении иностранных студентов на почве межнациональной неприязни. “Мне очень печально, что в этой связи упоминается мой родной город Петербург, в этом же списке Воронеж и некоторые другие российские города, что говорит о росте ксенофобии”, – констатировал С.Миронов.

Он призвал “называть вещи своими именами”, и каждое преступление на почве национальной розни тщательно расследовать, находить и наказывать виновных. “Каждое такое преступление должно быть раскрыто, чтобы националисты не чувствовали себя безнаказанными в России. Они должны знать, что наказание со стороны государства наступит неотвратимо”, – подчеркнул С.Миронов.

В нашей многонациональной стране, победившей фашизм, считает он, должно больше внимания уделяться профилактике и предотвращению преступлений на национальной почве, противодействию ксенофобии и экстремистским идеям.

С.Миронов обратил внимание на то, что рост национальных проблем в России тесно связан с распространением международного экстремизма и терроризма, с ростом межконфессиональных проблем во всем мире. “Надо понимать, что ничего общего с религиозными ценностями экстремизм и национализм иметь не могут. Любая религия осуждает зло, преступность, убийства”, – отметил С.Миронов.

Говоря о законах РФ о защите прав личности, гражданина, в том числе иностранного гражданина, С.Миронов сказал, что “в России есть все законы, защищающие права человека, они соответствуют всем нормам международного права, и мы всегда готовы работать над их совершенствованием”.

Прежде всего, речь идет о Конституции РФ, в которой основополагающее место занимают статьи о защите прав гражданина. Он заметил, что многие нормы российских законов являются опережающими по отношению к европейскому и международному законодательству. “У нас нет никаких “специфически российских” норм или, наоборот, пробелов в законодательстве в этой области, в чем иногда обвиняют Россию”, – подчеркнул С.Миронов.

В заключение своего выступления С.Миронов назвал задачи, стоящие перед Объединенной комиссией: выявить круг наиболее актуальных проблем, стоящих на пути расширения практики обучения иностранных студентов в России, и наметить законодательные алгоритмы их разрешения.


Источник: (ИА "Regions".-10.07.2006, 16.18)