27 мая 2019
“Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить”, – писал историк Василий Ключевский. В современной России в последние годы активно развивается социальное предпринимательство. Это направление не только помогает вовлекать в бизнес социально незащищенные слои населения за счет расширения границ платежеспособного спроса, но и создает новые объекты экономической инфраструктуры. Однако развитие этого сегмента тормозится из-за отсутствия нормативного регулирования и недостатка информации о деятельности многочисленных добровольцев и волонтеров. О перспективах развития социального предпринимательства в нашей стране, а также о проекте “Хороший человек” беседуем с Председателем Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителем фракции “СР” в Государственной Думе Сергеем Мироновым.
– Сергей Михайлович, не секрет, что социальное предпринимательство в России в отличие от большинства зарубежных стран много лет находится в стадии становления.
– Да, это действительно так, с социальным бизнесом мы пока знакомы весьма условно, хотя в последние годы он стал довольно активно развиваться в нашей стране. Это коммерческие предприятия, построенные на идее решения социальных проблем и помощи социально незащищенным слоям населения. Это могут быть как компании, трудоустраивающие наименее защищенных граждан, так и организации, оказывающие им поддержку в иных формах, в том числе предоставляющие свои услуги за минимальную стоимость, а в некоторых случаях и бесплатно. Примеров социального бизнеса у нас в стране уже достаточно. Это инклюзивные детские сады, обучающие программы, магазины дешевой одежды для граждан с низким уровнем доходов, питание для бездомных и малоимущих, создание рабочих мест для людей с инвалидностью, а также центров, в которых занимаются социализацией людей с нарушениями развития. Ситуация меняется к лучшему с каждым годом, и сегодня говорить о благотворительности вслух не стыдно.
– Из каких источников берут средства на развитие своего дела организаторы социального бизнеса?
– Пытаются заработать сами. Кроме того, если повезет, выиграют грант или найдут спонсоров, благо, есть крупные корпорации, которые считают своим долгом поддерживать социально значимые проекты.
– Разве государство не должно помогать тем, кто частично берет на себя исполнение его функций?
– Государство, вне всякого сомнения, заинтересовано в поддержке социального бизнеса и использовании его функционала для решения общественных проблем.
– Тогда почему социальное предпринимательство до сих пор не имеет льгот? Пример целого ряда стран подтверждает, что для успешного развития и функционирования социального бизнеса необходимо обеспечить государственное регулирование.
– Да, это так. Однако для внедрения более эффективных мер поддержки нужны четкие критерии: у нас в законодательстве пока нет даже определения “социальное предпринимательство”, неясно, какие предприятия можно отнести к категории социальных, как измерять результативность их воздействия на социальную среду. Поручение Президента Российской Федерации, прозвучавшее более года назад, Правительство РФ до сих пор не торопится выполнять. Именно поэтому Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ разработала и внесла в Государственную Думу свой законопроект о социальном предпринимательстве. В нем дается определение этого вида бизнеса и сформулированы критерии отнесения его к категории “социальный”. Для этого должны быть соблюдены одно или несколько условий: не менее 75 % доходов социального предприятия идет на улучшение условий жизни граждан, на усиление их прав по самостоятельному обеспечению своих потребностей и обеспечение их прав. Также не менее половины сотрудников таких организаций должны представлять социально уязвимые слои населения: люди с инвалидностью, многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов, которым сложно трудоустроиться. При этом такие сотрудники должны составлять половину от всего штата, а их зарплата – не менее трети фонда оплаты труда.
– Законопроект, предлагаемый Вашей партией, предусматривает льготы для социально ориентированного бизнеса?
– Безусловно. Подобные предприятия должны иметь право заключать имущественные договоры, например, договоры аренды, безвозмездного пользования без конкурсов и аукционов. Кроме того, субъекты социального предпринимательства вправе рассчитывать на различные формы поддержки со стороны органов власти. Например, в части популяризации деятельности социальных предприятий, а также продвижения их товаров и услуг через Интернет, в плане развития инфраструктуры и межрегионального сотрудничества, в сфере организации дополнительного профессионального обучения сотрудников.
– По Вашему мнению, у социального предпринимательства хорошие перспективы в нашей стране?
– Считаю, что социальное предпринимательство имеет одни из самых больших перспектив в нашем обществе. Это обусловлено не только нерешенностью острых социальных проблем и поиском качественно новых инновационных решений для успешных преобразований в социальной сфере у нас в стране. В условиях слабости организаций третьего сектора, отмечаемой из года в год разными экспертами, социальное предпринимательство в принципе может оказаться тем институтом, который способен заполнить вакуум, образовавшийся между государством, бизнесом и обществом для решения социальных проблем.
– Сергей Михайлович, ваша работа в направлении социальной политики не ограничивается рамками законотворческих инициатив. Расскажите, пожалуйста, о проекте “Хороший человек”.
– Движение “Хороший человек” возникло стихийно. Этот социально значимый проект задумывался создателями с целью компенсировать недостаток информированности о деятельности многочисленных благотворительных организаций, энтузиастов и волонтеров, а также способствовать популяризации и продвижению их творческих замыслов. Герои сюжетов – в основном жители Санкт-Петербурга, мои земляки, что особенно приятно. С участниками движения я познакомился на церемонии награждения, куда меня пригласили в качестве почетного гостя. Отмечу, что за два года существования к проекту присоединились сотни горожан. Это неравнодушные люди с активной гражданской позицией, которые по зову сердца, безвозмездно занимаются добрыми делами. Но география проекта постепенно расширяется. Удивительные истории о людях, которые не смогли пройти мимо чужой беды, присылают и из других регионов.
– Какие истории вас особенно поразили?
– Мне рассказали десятки необыкновенных историй о милосердии и доброте. Например, о девушке, которая не смогла пройти мимо старушки, просящей милостыню на улице, и тем самым спасла целую семью. Или о семейной паре, владельцах кафе, которые каждый день бесплатно кормят по четыреста пенсионеров. Поразили и замечательные мастерицы, которые вяжут теплые вещи и игрушки для крохотных пациентов детских реанимаций.
Кстати, благодаря проекту об их деятельности узнали на Международной конференции неонатологов, заинтересовались другие лечебные учреждения. Миссию международного масштаба осуществляют и волонтеры, на протяжении многих лет собирающие гуманитарную помощь для косовских сербов, находящихся в бедственном положении. Историй много, и каждая по-своему уникальна. Но их объединяет одно – вера в добро.
– По Вашему мнению, наше общество готово к грядущим социальным преобразованиям? Ведь многие по-прежнему скептически относятся к деятельности благотворительных организаций.
– Необходимость перемен в социальной сфере назрела давно. А ответ скептикам – старая притча. После шторма на берег моря выбросило тысячи морских звезд. На помощь им поспешил один-единственный мальчик, который не поленился, пришел на пляж и стал опускать звезд обратно в воду. Ребенка увидел взрослый мужчина, подошел и сказал: “Мальчик, какой ты наивный, всех звездочек все равно не спасешь, зачем ты делаешь эту бессмысленную работу?” Мальчик посмотрел на него и, бросив в море очередную звезду, ответил: “Ну эту же я спас”.
Источник: Газета «Хороший человек». – 27.05.2019