27 марта 2004
Необычную и знаменательную выставку “Регионы России. 1905 – 1916 гг.” организовали Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Российская государственная библиотека, Библиотека Конгресса США при участии Посольства США в России, Ассоциации развития информационных технологий в образовании “Интернет-Социум” и центра “Реставратор-М”. Об ее исключительности рассказали выступившие на открытии председатель Совета Федерации Сергей Миронов, посол США в России Александр Вершбоу, представители библиотек двух стран, реставраторы.
В чем же необычность выставки, привлекшей внимание специалистов и общественности? В начале прошлого века выдающийся русский фотограф и исследователь Сергей Михайлович Прокудин-Горский задумал создать коллекцию фотографий, которые запечатлели бы жизнь различных регионов России. Фотограф мечтал создать “Коллекцию достопримечательностей России в натуральных цветах”. В то время цвет в фотографии представлялся еще нереальным. Идею поддержал император Николай II, поручивший Прокудину-Горскому поработать в двадцати регионах империи. За одиннадцать лет мастер сделал свыше 3500 фотографий.
Цветная фотография в то время была еще мечтой. Только разрабатывалась методика тройной фотографии: при съемке объекта через цветные фильтры на одной стеклянной пластине получались три различных черно-белых изображения. Затем эти изображения надо было “собрать” в полном виде. Как получилось задуманное, не представлял себе даже автор, потому никто в мире, даже он, не видел свою коллекцию в цвете. Но благодаря современным технологиям и мастерам увидели те фотографии в цвете только мы.
У коллекции оказалась трудная, но счастливая судьба. Покинув в 1918 году Россию, фотограф с большими трудностями перевез громоздкие ящики, в которых хранились стеклянные пластины, во Францию и хранил их в подвале дома. Время медленно разрушало их. Потом были годы фашистской оккупации Парижа, когда коллекция подвергалась опасности уничтожения. Лишь несколько человек знали о существовании документов русской истории. Фотограф умер во Франции в 1944 году. Не имея возможности сохранить коллекцию в эмиграции, сыновья и дочери Сергея Михайловича решились в 1948 году продать ее Библиотеке Конгресса США.
Мнение ведущих реставраторов:
– По нашим расчетам Прокудин-Горский в 1905 – 1916 годах отснял не менее 3500 тройных негативов. Из них сохранилось лишь 1902. Это фантастически высокий процент сохранности для стеклянных негативов, учитывая все потрясения XX века.
Вернувшаяся коллекция проедет по регионам России, по тем местам, где когда-то работал русский мастер. Уникальный документальный материал по отечественной истории станет доступным всем.
К сожалению, русский фотограф не снял достопримечательностей Москвы. Не до конца сделал доброе дело самодержец, разрешив “снимать” Россию. О Москве он заметил: “Надо, прежде всего, показать Россию. Москву-матушку и Петербург изображают нынче многие мастера…”. Жаль, конечно, что, думая о провинции, о двух столицах не позаботился.