Госдума рассмотрит в первом чтении проект правительства о пенсионных изменениях

19 июля 2018

По словам главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, в законопроект не поступило ни одного отрицательного заключения.

Госдума на заседании в четверг рассмотрит в первом чтении проект закона об изменениях в пенсионной системе. Инициатива была внесена в Госдуму правительством РФ 16 июня текущего года.

Первое чтение подразумевает рассмотрение лишь концепции законопроекта. После ее утверждения масштабное обсуждение инициативы продолжится, предложения по доработке проекта закона будут собраны и впоследствии зафиксированы в виде поправок ко второму чтению. До первого чтения законопроект был отправлен в месячную рассылку в регионы для сбора отзывов. По словам главы профильного комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова (ЛДПР), 60 регионов представили консолидированную позицию (то есть позицию и заксобрания, и главы региона) по законопроекту, причем “ни одного отрицательного заключения на законопроект не поступило”.

Во вторник комитет по труду рекомендовал Госдуме принять законопроект о пенсионном маневре в первом чтении, предложив рассмотреть его на заседании палаты 19 июля, после этого Совет Думы утвердил предложенную комитетом дату.

Концепция законопроекта

Законопроектом об изменении пенсионной системы, в частности, предусматривается постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). В настоящее время пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно.

Согласно предложению правительства, увеличение пенсионного возраста будет проводиться поэтапно с 2019 года и не затронет нынешних пенсионеров – это около 46,5 млн человек, они продолжат получать все ранее назначенные им пенсионные и социальные выплаты в прежнем режиме.

Задачи законопроекта

Оглашая решение правительства внести данную инициативу, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что она необходима для выполнения ключевой задачи, поставленной президентом Владимиром Путиным, – повысить пенсии. По словам главы кабмина, их нужно “увеличивать темпами выше инфляции, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем”.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова, курирующая социальную сферу, также акцентировала внимание, что “все те решения, которые принимаются, ставят своей целью увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе”.

Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин уточнял, что в результате таких решений можно будет “выйти на траекторию в одну тысячу [рублей повышения пенсий] в год”, в противном случае государство сможет “лишь удерживать уровень пенсионного обеспечения на уровне поддержания средних размеров выше инфляции, при этом среднее отношение к прожиточному минимуму будет сокращаться”. После реализации изменений пенсия в РФ к 2024 году должна достигнуть размера двух прожиточных минимумов, указывал министр.

По оценке спикера Совета Федерации Валентны Матвиенко, предложенный вариант является “самым мягким сценарием, который можно было придумать”, и его реализация не станет “шоковой терапией”.

Детали пенсионного маневра

В секретариате Голиковой поясняли, что с 2019 года в среднем пенсия граждан увеличится на 1 тыс. рублей, ежемесячно гражданин будет получать сумму на 1 тыс. рублей больше, чем годом ранее. Иными словами, если в 2018 году гражданин получал пенсию в размере 14 тыс. рублей, то в 2019 году с учетом графика индексации она составит 15 тыс. рублей. Таким образом дополнительный годовой пенсионный доход увеличится на 12 тыс. рублей для неработающего пенсионера, в зависимости от стажа и уплаченных страховых взносов.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леонид Поляков в беседе с ТАСС обращал внимание, что в настоящее время соотношение пенсионеров и работающих оценивается как 5 к 6. “Если ничего не делать, резко сокращается число тех, кто своим трудом обеспечивает пенсии для людей, уже вышедших на пенсию, если эта тенденция продолжится, то это на самом деле социально-экономическая катастрофа”, – убежден он.

Повышение пенсионного возраста первыми коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно. Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения выйдут на пенсию в 2022 году в 62 года и в 57 лет соответственно. Мужчины 1961 года рождения и женщины 1966-го – в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения – в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 и женщины 1968 годов рождения смогут стать пенсионерами в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года, женщины 1970 года рождения – в 2032 году в возрасте 62 лет, женщины 1971 года рождения – в 2034 году в возрасте 63 лет.

Мнения комитетов Госдумы

Перед рассмотрением правительственной инициативы Госдумой ее обсуждение прошло в комитетах нижней палаты парламента. В понедельник комитет по бюджету и налогам, являющийся соисполнителем по данному вопросу, рекомендовал палате принять документ в первом чтении. Как отмечается в заключении комитета, “сохранение действующего пенсионного возраста по старости на уровне, установленном в 20-х годах прошлого века, не позволит решить задачу по увеличению пенсий и улучшению качества жизни пенсионеров, в то время как принятие законопроекта позволит уже в 2019 году увеличить пенсии в среднем на 1 тысячу рублей, или на 7%, то есть практически в 2 раза выше прогнозируемой инфляции”.

Принять проект закона в первом чтении, однако с учетом ряда замечаний, рекомендовал во вторник и другой соисполнитель – комитет по охране здоровья. По словам его председателя Дмитрия Морозова (“Единая Россия”), “депутаты комитета считают необходимым создать комплексную систему охраны здоровья пожилых людей, протекцию счастливого долголетия” и планируют “продолжить дальнейшую работу именно в этой плоскости”.

Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, также являющийся соисполнителем по вопросу, во вторник поддержал концепцию правительственного законопроекта, высказав ряд предложений. Например, ко второму чтению его члены предлагают учесть необходимость введения повышающего коэффициента для пенсий дальневосточников.

С учетом мнения соисполнителей профильный комитет по труду, чья позиция является одной из ключевых при рассмотрении вопроса палатой, рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. При этом в своем заключении комитет обратил внимание на вопрос “объективности предложенных границ пенсионного возраста”, в связи с чем “считает необходимым провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников”.

По мнению депутатов, входящих в состав комитета, в том числе “в целях минимизации негативных последствий реализации законопроекта необходимо разработать комплексную программу мер по содействию занятости и защите трудовых прав граждан предпенсионного возраста, а также недопущению роста молодежной безработицы”.

Впрочем, по утверждению Топилина, повышение пенсионного возраста как раз окажет положительное влияние на рынок труда из-за того, что сейчас на работу выходит малочисленное поколение родившихся в 1990-х годах. Кроме того, по словам министра, “правительство разрабатывает программу повышения квалификации для лиц, которые окажутся в предпенсионном возрасте”, на нее планируется выделять около 5 млрд рублей в год.

Позиция фракций

В нижней палате парламента предложенные правительством изменения пенсионной системы вызвали бурное обсуждение.

По итогам президиума фракции “Единая Россия” ее руководитель Сергей Неверов заявил, что единороссы, которые обладают в Госдуме конституционным большинством, консолидированно поддержат предложенную правительством инициативу. Поясняя эту позицию, первый замруководителя думских единороссов Андрей Исаев отмечал, что подобное “решение [о повышении пенсионного возраста] неизбежно придется принимать”. “Подняв пенсионный возраст сегодня, мы можем поднять пенсии; завтра, подняв пенсионный возраст, мы сможем только удержать пенсии; а послезавтра нам придется и возраст повышать, и пенсии понижать”, – предупреждал он.

Вместе с тем три оппозиционные фракции – КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” – высказались против новаций. Так, замруководителя либерал-демократов Ярослав Нилов заявлял, что в случае принятия Госдумой в первом чтении правительственной редакции проекта закона ЛДПР будет вносить поправки, максимально смягчающие положения новеллы.

Президиума Центрального совета “Справедливой России” в середине июня принял заявление с требованием к правительству РФ рассмотреть альтернативные предложения по решению этого вопроса. Как утверждал лидер фракции справороссов Сергей Миронов, “с точки зрения экономического и финансового положения страны, нет никакого экстренного повода повышать пенсионный возраст”.

Со своей стороны КПРФ также выступила против проекта правительства и заявила о намерении организовать всероссийский референдум против пенсионной реформы.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, подчеркивая, что нельзя допустить ухудшения пенсий граждан, призвал депутатов от всех фракций “искать решение вместе”.

По прогнозу председателя Совета Федерации, пенсионный закон будет принят осенью этого года. “У нас нет времени, эти решения нужно принимать”, – подчеркивала Матвиенко.


Источник: ТАСС (Москва). – 19.07.2018