19 июля 2017
Дефицитный бюджет… Субсидии, дотации, помощь регионов-доноров. Вот в нескольких словах та система межбюджетных отношений регионов России, в рамках которой выгодно паразитировать, а не стремиться к эффективной экономике. Рассмотрение проблемы читайте далее.
В долгах как в шелках
Долги регионов растут в течение последних 10 лет. Во время предыдущего экономического кризиса 2008 года долг резко поднялся с 15% до 25% к собственным доходам регионов. В 2016 году долговой показатель увеличился до 32,8% в 2016 году.
Экономисты подсчитали, что у каждого шестого региона России задолженность составляет выше годового дохода. В список этих 14 регионов входят Смоленская, Псковская и Костромская области, республики Марий Эл, Ингушетия, Северная Осетия, а также Забайкальский край, Еврейская автономная область и Чукотка. Возглавляет этот список дотационных регионов Мордовия, долговая нагрузка которой вдвое больше годового дохода. Эти 14 дотационных регионов всплыли еще в осенью прошлого года, когда их озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В марте этого года премьер Дмитрий Медведев раскритиковал финансовую политику регионов.
“Чтобы постепенно решать долговую проблему, мы будем продолжать практику выделения бюджетных кредитов”, – напомнил глава правительства.
Минфин каждый раз настаивает на том, что процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными – временная антикризисная мера. В 2016 году за первые 11 месяцев Минфин предоставил регионам межбюджетных кредитов на 305 млрд рублей (с учетом погашения – 185 млрд рублей). Это почти 8% долга регионов. На 2017-2018 годы в законе о бюджете на это запланировано 200 млрд руб. Причем такая сумма была выпрошена в Совете Федерации, так как первоначально предполагались цифры вдвое меньшие. В 2019-м на межбюджетные кредиты запланировано 50 млрд руб. Понятно, что перед президентскими выборами федеральный центр обеспокоен социально-экономическим состоянием регионов, поэтому Центр и готов платить за политическую лояльность в регионах. После того, как президент уже будет выбран, расходы можно будет подкорректировать.
Премьер, собрав губернаторов в начале этого года, дал понять главам субъектов, что по долговой нагрузке региона они лично несут ответственность. Последовавшие после этого губернаторские ротации и начала избирательных кампаний в регионах, где будут проходить в этом году выборы, свело на нет обсуждение темы межбюджетных отношений.
На парламентских слушаниях под председательством Вячеслава Володина, посвященных основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, тема межбюджетных отношений между регионами должного внимания не получила. Министр финансов Антон Силуанов предложил объявить мораторий на принятие федеральных решений, которые могут привести к увеличению расходов региональных бюджетов.
Вынужденное положение регионов-доноров
Самые экономически благополучные регионы России, безусловно, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург и нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым, которые еще не успели набрать долгов.
Решая, кому помочь в большей степени, федеральный центр исходит из принципа, что менее обеспеченные территории вправе получать больший объем финансовой помощи. Насколько это может устраивать регионы-доноры? Получается, что за счет восьми экономик регионов, нашедших путь к финансовой независимости, свою экономику поддерживают еще 14 регионов, которые самостоятельно не в состоянии свести свои долги с доходами. Понятно, что такая ситуация не может устраивать экономически эффективные регионы. Данная ситуация привела к конфликту Центра и Татарстана, который начался с выступления главы республики Рустама Минниханова на Госсовете республики. Глава одного из самых успешных регионов-доноров выразил возмущение тем, что доходы его республики утекают в центр, а затем перераспределяются в пользу более экономически слабых территорий.
“Если мы хорошо поработаем, все уйдет на покрытие того, что у нас изымут”, – подчеркнул он.
Понятно, что стимулов у регионов-доноров развивать свою экономику от такого положения становиться все меньше. Но в состоянии ли регионы-реципиенты выжить самостоятельно?
Один из дотационных регионов – Кировская область, где даже врио губернатора Игорь Васильев сам признает, что долг достиг в регионе своего предела. Однако в ближайшие три года он выхода из ситуации не видит. По результатам прошлого года долг региона составил 27 млрд рублей. Причем только за последние три года он вырос на 10 млрд рублей (!). На этот год госдолг запланирован в размере 29,7 млрд рублей, на 2018 год – 28,4 млрд рублей, на 2019 год – 29,6 млрд рублей. Цифры выглядят удручающе.
Бюджет Калужской области в прошлом году сумел только-только покрыть госдолг региона по состоянию на середину прошлого года. Так, согласно данным рейтинга уровня долговой нагрузки регионов, по состоянию на середину прошлого года отношение госдолга Калужской области к доходам бюджета региона за год составил 99,9%. Для сравнения, Кировская область в данном рейтинге показала результат хуже, но в незначительном соотношении. Госдолг превысил поступления в бюджет Кировской области лишь на 2,3%. Это если сравнивать проценты, а если посмотреть на миллиарды рублей, которые две эти области задолжали правительству, то ситуация получится обратной. Объем госдолга Кировской области составил по состоянию на 1 июля 2016 года 26,88 млрд рублей. Калужской – 33,5 млрд рублей. Получается, власти Калужской области научились больше брать из федерального бюджета и – что еще важнее – научились возвращать. Пусть и сводя при этом концы с концами.
На инвестиционном форуме в Сочи губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уже утвердился в федеральных правительственных кругах как ярый критик существующих межбюджетных отношений, выступив с заявлением, что существующая практика делает бессмысленным для регионов достижение полной бюджетной обеспеченности. Он дал понять, что при текущих межбюджетных отношениях регионам просто нет выгоды достигать полной финансовой обеспеченности, так как в данном случае они лишаются существенной части федерального софинансирования.
Как быть?
Уже десять лет проблема распределения средств из бюджета по регионам продолжает волновать губернаторов всех регионов. Центр продолжает отчитывать глав субъектов за неэффективную экономическую политику. На недавних парламентских слушаниях руководитель думской фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” Сергей Миронов заявил о необходимости необходимо применять более гибкие подходы в финансовых отношениях между субъектами и федеральным центром.
“Самые “продвинутые” регионы по-прежнему не имеют надежных стимулов для наращивания оборотов, а “слабые” субъекты, как и прежде, могут надеяться только на помощь федерального центра”, – отмечает лидер эсеров.
Он предложил механизм “плавной адаптации” правил поддержки регионов-реципиентов. Сергей Миронов считает, что эффективно было бы компенсировать доход из федерального бюджета в первый год в полном объеме, а в последующие – с ежегодным уменьшением на 20-25%. Кроме того, справороссы предлагают дать регионам возможность не учитывать бюджетные кредиты в объеме госдолга. Предполагается, что это послабление позволит им увеличить инвестиции в точки роста своей экономики.
“Нельзя отбирать часть доходных источников у регионов, а затем ужесточать им нормативы по госдолгу, по дефициту, по софинансированию расходных обязательств. Например, у всех регионов изъяли 1% налога на прибыль, а компенсировали это изъятие только некоторым. Акцизы на бензин и дизельное топливо также были перераспределены в пользу федерального бюджета”, – напомнил Сергей Миронов.
Тот факт, что к регионам-донорам и регионам-реципиентам нужно применять различные правила, очевиден. Финансовая политика центра в отношении субъектов должна быть более четкой и предсказуемой. Только в более свободных условиях экономики регионов смогут добиться более эффективных показателей. И необходимость паразитировать на бюджете более успешного субъекта РФ отпадет сама собой.
Источник: ИА Регионы России (Москва). – 19.07.2017