Выступление на заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 2009 года (г.Москва)

5 марта 2009

Уважаемые коллеги!


Добрый день, начинаем очередное заседание Межрегионального банковского совета. Тема нашей сегодняшней встречи – стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях.


За последние полгода и в нашей стране, и за рубежом принят целый ряд антикризисных мер, на борьбу с кризисом потрачены очень крупные средства. Тем не менее, спад в мировой экономике продолжается, и вы знаете, что среди прогнозов на нынешний 2009 год есть и достаточно пессимистические.


На мой взгляд, это связано с тем, что многие решения принимались не на основе комплексной антикризисной стратегии, а были сиюминутной реакцией на возникающие проблемы, на призывы о помощи, поступающие от различных секторов экономики и социальных групп.


Причем эти призывы вполне обоснованы и ситуация действительно сложилась серьезная. Но меры поддержки обязательно должны быть связаны в единую политику общим стержнем. Иначе их результативность будет минимальной, и они могут противоречить друг другу.


Нужна четкая антикризисная стратегия. Нужно ясное понимание того, как и на какой основе должен, наконец, завершиться мировой кризис и восстановится рост экономики.


Кризис – это не просто следствие чьих-то ошибок или злоупотреблений, хотя они, конечно же, были и сыграли свою роль. Каждый кризис, а они в рыночной экономике повторяются регулярно, – это закономерный результат предшествующего подъема и стартовая площадка для нового роста экономики.


Кризис наступает тогда, когда исчерпывают себя движущие силы подъема, когда работа по-старому и в старой структуре экономики перестает окупаться. И чтобы он прекратился, должны появиться новые локомотивы роста, прежде всего в сфере инноваций. Нужно провести модернизацию экономики, повысить эффективность работы предприятий. Добиваться этого надо не призывами, а конкретными весомыми стимулами. В том числе и прежде всего, организацией финансовых потоков, которые должны пойти в эти приоритетные сферы экономики.


Вот это та ключевая задача, которую должны совместно решить государство и банковская система. И я рассчитываю, что сегодня мы вместе сформулируем конкретные предложения по ее решению.


В первую очередь необходимо создать условия для кредитования экономики в достаточных объемах и на доступных для предприятий условиях. В ситуации финансового кризиса зарубежные страны снижают ставку рефинансирования, она практически приблизилась к нулю.


В России, вы знаете, она и до кризиса была высокой, и в ходе кризиса несколько раз повышалась. Поэтому сегодня предприятиям кредиты получить сложно, а стоимость их такая, что окупить инвестиции практически невозможно. Такой дорогóй кредит можно брать с одной-единственной целью: чтобы хоть как-то, пусть с убытками, но выжить, продержаться в это трудное время.


Как известно, повышение процентных ставок объясняют тем, что нужно бороться с инфляцией и с натиском валютных спекулянтов на рубль. На мой взгляд, этот чисто книжный рецепт наглядно демонстрирует отсутствие стратегического подхода в финансовой политике. Сфера финансов рассматривается изолированно от общего состояния и задач развития экономики. А этого делать ни в коем случае нельзя.


В острый период ослабления рубля валютные спекулянты зарабатывали до 1500% годовых. Понятно, что если ставка рефинансирования составляет 13%, то это очень слабая помеха натиску на рубль. А весь нормальный бизнес при таких процентах оказался на грани гибели.


С другой стороны, если говорить об инфляции, то именно сейчас стало абсолютно очевидно, что она в России носит не монетарный характер. Денежная масса М2 с сентября 2008 по февраль 2009 года сократилась на 17,5%. Отсюда падение всех хозяйственных оборотов, да, кстати, и поступлений в бюджеты. А цены, несмотря на это, уверенно растут.


Из этих цифр совершенно понятно, что монетарная модель инфляции, которую используют наши финансовые власти, в корне ошибочна и не применима в реальной российской ситуации. Избыток денег и спроса тут ни при чем, да его и нет. Инфляция вызвана монополизмом, опережающим повышением регулируемых тарифов, удорожанием импорта из-за ослабления рубля.


То есть сегодня в России мы имеем дело с ярко выраженной стагфляцией. Это явление достаточно хорошо изучено на примере западных стран, которые с ним в свое время столкнулись.


Чисто монетарными методами стагфляция не лечится. Нужна активная структурная политика государства. Нужна «экономика предложения». Нужны стимулы, которые сделают выгодными инвестиции в модернизацию и расширение производства: налоговые, кредитные и др.


То есть если мы сферу финансов будем рассматривать не изолированно, а в контексте реальной экономической ситуации, то выстраивается совершенно другая система мер. Именно система, а не набор разрозненных решений. А именно:


– кредит должен быть дешевым и легко доступным для предприятий, для инвестиций и реализации инновационных проектов; процентные ставки надо кардинально снижать;


– денежную массу необходимо привести в соответствие с потребностями экономики, как минимум восстановить ее докризисный уровень;


– но, кроме того, борьбу с инфляцией надо вести совершенно другими методами, в первую очередь, пересмотром тарифной политики, активной антимонопольной работой, а также созданием стимулов для роста товарного предложения, для подъема производства;


– и, наконец, стабилизации рубля надо добиваться не с помощью процентных ставок, что слишком дорого обходится всей экономике – в прямом и переносном смысле, – а поставив заслон на пути бегства спекулятивных капиталов.


Я, например, как одну из возможных мер предложил ввести на период кризиса налог в размере 20% на вывоз капиталов юридическими лицами. То есть речь идет не об оплате импорта, не о погашении иностранных займов, в конце концов, не о турпоездках граждан, а о чистом экспорте финансовых ресурсов.


Это действительно был бы серьезный барьер, для валютных спекулянтов. И под его защитой можно реализовать меры по насыщению экономики кредитами, не опасаясь за стабильность рубля.


Естественно, такая схема из четырех пунктов – это очень упрощенное, что называется, «на пальцах» описание того комплексного стратегического подхода, который необходим в планировании экономической политики нашего государства. Реальная программа должна включать еще целый ряд направлений работы.


Надо предусмотреть систему мер, которые позволят направить финансовые потоки именно в реальный сектор экономики, сделают его кредитование достаточно надежным и в то же время выгодным для банков. Здесь речь должна идти и о целевых кредитах на выгодных условиях, и о государственных гарантиях для кредитов реальному сектору, малому и среднему бизнесу. Кстати, еще одно мое предложение как раз в этом ключе: давать госгарантии малым предприятиям на сумму уплаченных ими в прошлом году налогов.


Более широко нужно применять целевое субсидирование процентных ставок для инновационных проектов, для приоритетных секторов экономики, таких как сельское хозяйство или тот же малый бизнес. Причем это надо делать не узко выборочно, а в достаточно широких масштабах, чтобы кредиты стали реально доступными для предприятий.


Не буду дальше перечислять многочисленные конкретные задачи, которые еще нужно решать. Но из уже сказанного понятно, что комплексный стратегический подход открывает и совсем другой уровень понимания проблем в их взаимосвязи, и реальные перспективы выхода из кризиса на основе модернизации экономики. Причем это будет подкреплено необходимыми ресурсами.


Уверен, что в сегодняшнем обсуждении будут высказаны предложения, которые позволят нам сформулировать системные рекомендации по вопросам стратегии развития банковской системы России.


Уважаемые коллеги!


Я прошу всех выступающих аккуратно придерживаться нашего обычного регламента, до 7 минут на выступление. Этого вполне достаточно, чтобы высказать свои предложения и кратко их обосновать.


Если кто-нибудь не успеет выступить или подготовил развернутое выступление, выходящее за рамки регламента, то свои тексты можно передать ответственному секретарю для включения в стенограмму.


У вас есть проект рекомендаций нашего заседания. Прошу в выступлениях высказывать свои замечания и предложения по этому проекту.


По итогам обсуждения я прошу обоих своих заместителей по банковскому совету – Дмитрия Николаевича Ананьева и Гарегина Ашотовича Тосуняна – совместно доработать проект с учетом тех соображений, которые будут высказаны участниками. И подготовить предложения, что нам надо сделать для практической реализации этих рекомендаций.


Благодарю за внимание.