Вступительное слово на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации 11 ноября 2008 года (г. Москва)

11 ноября 2008

Тема “О роли малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг населению”


 


Уважаемые коллеги!


Сегодня мы проводим восемнадцатое заседание нашего Совета. Согласно повестке, речь пойдёт о роли малого и среднего бизнеса в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг населению.


Вопрос развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране сегодня актуален как никогда.


В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев уделил ему особое внимание.


Как одну из основных ценностей нашего общества, закрепленных в Конституции России, он назвал экономическую и предпринимательскую свободу. Это залог успеха формирования в стране среднего класса и становления инновационной экономики.


Особая роль в развитии малого и среднего бизнеса отводится местным органам власти. Именно они должны максимально оперативно реагировать на проблемы, с которыми предприниматели сталкиваются в реальной жизни.


Уважаемые коллеги!


Хотел бы особо подчеркнуть, что главной задачей, которую государство и бизнес должны решать сегодня сообща, является обеспечение высокого уровня и качества жизни человека.


Одним из основных элементов, на которых базируется понятие «качество жизни», является удовлетворение повседневных потребностей населения.


Людям элементарно должны быть доступны парикмахерские, прачечные,  ремонтные мастерские и другие предприятия обслуживания. Их успешная работа является залогом социальной и экономической стабильности любого города или посёлка. Это сфера деятельности именно малого и среднего бизнеса.


Особое внимание следует уделить развитию малого и среднего предпринимательства в образовании, здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве.


В этих сферах малый и средний бизнес имеет большие перспективы. Нужно только создать для его развития необходимые условия.


Стратегическим направлением должна стать организация малых и средних предприятий, работающих на местном сырье и использующих местные трудовые ресурсы.


Отдельно нужно сказать об услугах ЖКХ. Наличие достойных жилищных условий, как известно, – один из основополагающих факторов нормального быта и семейного благополучия каждого человека. Не даром говорится: «Мой дом – моя крепость».


Качество услуг ЖКХ в России по-прежнему оставляет желать лучшего. Неадекватна и тарифная политика. Аббревиатура «ЖКХ» в народе недаром расшифровывается – «живите, как хотите». Это во многом отражает реальное положение дел.


Убеждён, что единственным выходом является создание в сфере ЖКХ конкуренции путём предоставления потребителю возможности выбора поставщиков услуг. Предприятия малого и среднего бизнеса должны быть широко задействованы в жилищно-коммунальной сфере. Только так можно преодолеть нынешний диктат монополистов-коммунальщиков.


Кроме того, малый и средний бизнес способен привлечь в ЖКХ значительные объёмы инвестиций.


Что же мешает сегодня развитию малого и среднего предпринимательства на местах?


Основными проблемами по-прежнему остаются административное давление, недоступность кредитно-финансовых ресурсов, сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости.


Малые предприятия не встроены сегодня в производственные цепочки крупных предприятий. Это тормозит процесс их интеграции в главные отрасли отечественной экономики.


Необходимо создавать условия, при которых промышленные предприятия более активно вовлекали бы в свою деятельность малые и средние предприятия.


Несовершенно и налоговое законодательство.


Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес в России остаётся высокой.


Кроме того, нынешней налоговой системе присущи нестабильность, сложность, неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения.


Серьёзной проблемой является то, что муниципальные органы власти не имеют сегодня мощного финансового стимула для развития малого и среднего бизнеса на местах. Таким стимулом могут и должны стать налоговые поступления от деятельности малых и средних предприятий.


Как вы знаете, в настоящее время основными налогами, которые поступают от малого и среднего бизнеса в местные бюджеты, являются единый налог на вменённый доход и налог, уплачиваемый по упрощённой системе налогообложения.


Однако эти налоговые режимы распространяются лишь на небольшую часть субъектов малого и среднего бизнеса.


Остальные платят по общей схеме, когда налоги, в основном, уходят на региональный и федеральный уровни.


Проблема во многом заключается в том, что налоговое законодательство не разделяет налоговые поступления от малого и среднего предпринимательства и налоговые выплаты других предприятий.


Необходимо подумать над тем, как на законодательном уровне решить эту проблему. Определенные подходы к ее решению дает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором закрепляются критерии отнесения предприятий к категориям малых, средних и микропредприятий.


Считаю, что данная мера позволит существенно упростить распределение долей данных налоговых поступлений между всеми бюджетными уровнями. Причём, безусловный приоритет должен быть отдан муниципальным образованиям.


Большое значение для развития малого и среднего предпринимательства имеет государственный заказ.


Следует признать, что сегодня сама система госзаказа у нас несовершенна, да и объёмы закупок пока недостаточны.


Кроме того, существуют явные недоработки в законодательстве, регулирующем государственные и муниципальные закупки.


Как вы знаете, с принятием  уже упомянутого мною Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в законодательство впервые введены понятия средних и микропредприятий.


В то же время Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязывает государственных заказчиков производить закупки только у субъектов малого предпринимательства. При этом закон не распространяется на субъекты среднего предпринимательства и микропредприятия.


Эту законодательную недоработку необходимо устранить.


Уважаемые коллеги!


Я коснулся лишь небольшой части проблем, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства. Есть и другие, не менее важные.


Так, малый и средний бизнес  начинает вытесняться с рынка крупными сетевыми структурами.


И если в провинции в сфере услуг ещё преобладают малые предприятия, то в больших городах их численность постепенно сокращается.


Быть парикмахером, портным или сапожником у нас стало совсем не престижно. А ведь всё это очень нужные и важные для общества профессии. Более того, предприниматели, способные поднять эти сферы, не идут в них, поскольку знают, что им попросту не дадут спокойно работать.


Это серьёзная проблема. Думаю, что без помощи государства малые предприятия могут окончательно захлебнуться в океане крупного бизнеса. А от этого проиграют все.


Полагаю, что рассмотрению этого вопроса сегодня мы должны уделить самое серьёзное внимание.


Уважаемые коллеги!


Как вы знаете, с  1 января 2009 года в полной мере вступает в силу Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Процесс разделения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления вступает в заключительный этап.


Если нам не удастся изменить отношение местных органов власти к малому и среднему бизнесу, то, безусловно, возникнут трудности с наполнением муниципальных бюджетов. В результате эффективность власти на местах, от деятельности которой во многом зависит качество жизни людей, будет недостаточной.


С другой стороны, я уверен, что отечественный малый и средний бизнес располагает огромным потенциалом. Этот потенциал может и должен быть в полной мере задействован и направлен на всестороннее служение обществу.


Полагаю, что именно это и будет темой нашего обсуждения.


Итак, переходим непосредственно к докладам и выступлениям.