9 сентября 2008
Уважаемые участники и гости Байкальского экономического форума!
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги и друзья!
С большим удовольствием могу сказать, что Байкальский экономический форум к пятилетнему юбилею твёрдо обрёл свою индивидуальность. Он стал местом диалога Запада и Востока, Европы и Азии, уникальной площадкой для решения задач интеграции западной и восточной экономик.
Особое значение Байкальского экономического форума состоит в придании дополнительного импульса экономическому развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Поэтому не случайно, что наше второе пленарное заседание называется “Сибирь – земля возможностей”. Богатейший потенциал Востока России – это уникальный шанс использовать его для подъёма экономики региона и всей страны на принципиально новую ступень развития в соответствии с глобальными вызовами времени.
Начало XXI века ознаменовалось переходом к новому мировому экономическому и политическому порядку. Этот переход сопровождается масштабными изменениями в позиционировании отдельных стран в глобальной экономике.
Формируются системы новых центров силы, взаимодействующих друг с другом и, одновременно, жестко конкурирующих за ресурсы развития. Уже сейчас налицо стремление ведущих мировых игроков к установлению контроля над запасами энергоресурсов и производственными активами и в постсоветских странах. Формируются новые “правила игры”, не исключаются, и мы все это видим, силовые действия.
В этих условиях Россия для сохранения суверенитета над ключевыми источниками своего развития должна сделать выбор. Либо сформировать собственный центр силы на базе реализации своих конкурентных преимуществ и освоения огромных природных богатств в пользу своего внутреннего развития. Либо превратиться в пространство борьбы между другими центрами силы, прежде всего, за контроль над энергетическими активами страны.
Мы выбор сделали. Нам нужна сильная Россия.
Реальный источник силы нашей страны – это её территория, прежде всего, Сибирь и Дальний Восток с богатейшими ресурсами. Освоение этой территории, её благоустройство для комфортной жизни людей и должно стать нашей главной задачей в ближайшие 10-15 лет.
Ещё 100 лет назад Пётр Аркадьевич Столыпин в речи на заседании Государственной Думы 31 марта 1908 года сказал: “… оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие”.
Говоря в целом об успехах развития российской экономики за последние 8 лет, мы не должны забывать о том, что это развитие началось с очень низкого уровня – экономического спада 1990-х годов. Особенно серьёзно этот спад отразился на территории Сибири и Дальнего Востока. В результате возник ряд острейших проблем.
Во-первых, это проблема заселения региона. На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, на которые приходится почти 75% территории страны, живёт лишь 21% населения, а плотность населения в 11 раз меньше, чем в европейской части России.
Столь же огромны диспропорции и в размещении финансовых, кадровых, интеллектуальных ресурсов.
Уровень бедности в Сибирском федеральном округе превышает общероссийский. В 2007 году в 13 субъектах округа денежные доходы на душу населения оказались ниже, чем в среднем по России. В регионе практически отсутствует средний класс. Продолжается отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Ещё наш великий соотечественник М.В. Ломоносов в трактате “О сохранении и размножении российского народа” подчёркивал, что именно в здоровом многочисленном народе “состоит величие и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”.
Все это ставит задачи хозяйственного освоения и обживания наших территорий на основе реализации новых подходов к экономическому развитию.
Тревожной тенденцией является ослабление внутренних взаимосвязей сибирских и дальневосточных регионов, как между собой, так и с европейской частью страны. Во многом этому способствует неразвитость транспортной системы и высокие тарифы на перевозки. Значительны различия и в уровне цен, заработной платы, рентабельности производства.
Можно ли считать нормой, что 78% экономического оборота Дальнего Востока приходится сегодня на внутрирегиональный рынок, 18% составляет внешняя торговля, в основном с соседними странами АТР, и только 4% – товарообмен с другими российскими регионами. То есть экономические связи российского Дальнего Востока с АТР в 4,5 раза сильнее, чем с западными регионами России.
Благодаря успехам последних лет в 2007 году российская экономика по валовому внутреннему продукту, по уровню реальной заработной платы впервые превысила уровень 1990 года. Объём российского ВВП в 2007 году оказался седьмым в мире, поднявшись где-то с 20 места в период кризиса.
Но, несмотря на некоторые изменения, в основном, экстенсивного характера, говорить о качественных сдвигах в экономическом развитии России пока преждевременно.
Производительность труда в три-четыре раза ниже показателей развитых стран. Доля затрат на НИОКР – всего около одной целой трёх десятых процента ВВП против двух целых шести десятых процента США, трёх целых двух десятых процента в Японии. Расходы на образование, в расчёте на одного учащегося, составляют менее четверти от уровня ведущих европейских стран и 14% от уровня США. В результате за счёт инновационных, наукоёмких, высокотехнологичных отраслей производство ежегодно увеличивается лишь на одну-две десятые процента.
Другими словами нас не может удовлетворять качество экономического роста России. Именно в повышении качества экономического роста заложен главный резерв развития страны.
Несмотря на то, что норма накопления основного капитала достигла в 2007 году рекордного уровня 21% ВВП, для надёжного перехода к инвестиционно-активному типу роста этого недостаточно. Как свидетельствует мировой опыт, чтобы устойчиво развиваться хотя бы на 5-6% в год, в течение 10-20 лет, норма накопления должна быть не ниже 25-30% ВВП. Провозглашенный в стране курс на коренную модернизацию экономики требует еще более значительного роста капиталовложений и изменение их направленности.
Финансовая политика в целом до сих пор недостаточно ориентирована на развитие нашей собственной экономики. В условиях острой нехватки финансовых ресурсов внутри страны государство размещает капитал за рубежом, укрепляя экономику других стран.
Между тем, значительную долю избыточных резервов (по оценкам ученых РАН, порядка 350 млрд. долларов) было бы целесообразно направить на увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру, на инвестиционное кредитование отечественных компаний. Кроме того, требуются масштабные инвестиции в повышение качества человеческого потенциала (в сферу образования, здравоохранения, ЖКХ и т.д.).
Переориентация политики денежного предложения на обеспечение инновационного роста, на развитие человеческого капитала снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы.
Деньги должны работать на развитие России!
Как заявил Дмитрий Анатольевич Медведев[1] “Сегодня нами накоплен такой потенциал для развития, что глупо и безнравственно было бы им не воспользоваться, потерять шанс на качественное улучшение ситуации в экономике, в технологиях, в уровне жизни наших граждан и сформировать общество по-настоящему устойчивое к внешним потрясениям”.
Уважаемые коллеги!
Думаю, что сейчас для нашей страны настало время для крупных поворотных решений по модернизации экономики России и территориального развития. Нам нужна новая стратегия, которая позволит подойти к развитию Сибири не с позиций текущей конъюнктуры и потребительского отношения к «выкачиванию» ее уникальных ресурсов, а с позиций перспективы будущего развития Востока страны.
У Сибири и Дальнего Востока есть все возможности стать оплотом индустриального и инновационного рывка.
Решение этой задачи возможно лишь на основе изменения подходов к вопросам регионального развития.
Этому должно способствовать изменение представлений о месте региона в общегосударственной стратегии развития.
Определенные позитивные шаги в этом плане уже сделаны. Реализуется обновлённая федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Она выстроена с учётом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации. Общий объём финансирования программы достиг 566 млрд. рублей.
В обсуждаемой сейчас концепции развития страны на долгосрочную перспективу до 2020 года впервые упор сделан на формировании целостной стратегии страны во взаимосвязи с развитием каждого конкретного субъекта Российской Федерации. В этом ключе идёт обсуждение и новой концепции развития Сибири.
Главное – сегодня есть твердое понимание, что необходимо комплексное развитие каждой территории. Можно, например, вспомнить, что наиболее успешными в социально-экономическом развитии оказались как раз те регионы, в которых ранее создавались территориально-производственные или научно-производственные комплексы.
Нельзя отдельно решать, допустим, проблемы модернизации промышленности региона, не решая одновременно задачу развития других территорий, где сосредоточены смежные производства и потребители продукции.
Центральным звеном государственной региональной политики, важным инструментом комплексного развития территорий должны стать и уже становятся средства планирования и программирования.
Можно только приветствовать, что в последнее время идея государственного территориального планирования не только получила самую высокую политическую поддержку, но и начала воплощаться в реальные шаги.
К слову сказать, сама идея о том, что стратегическое планирование должно быть непременной составной частью стратегии экономического «прорыва», абсолютно не нова. Можно назвать немало государств, которые смогли успешно модернизировать свою экономику и совершить качественный скачок в развитии как раз на основе использования стратегического планирования.
Представители ряда этих стран сегодня присутствуют на нашем форуме.
Стратегическое планирование особенно необходимо России в связи с ее региональной неоднородностью. И здесь не нужно «изобретать колесо».
Опыт многих стран показывает, что основное значение системы стратегического планирования состоит отнюдь не в формировании ориентировочных показателей или определении размеров государственных инвестиций. Необходимо создание регулярного механизма для взаимодействия правительства, бизнеса, науки и потребителей, направленного на координацию усилий всех участников системы планирования.
Нужны специальные институты, которые могли бы вести процесс сбора и обработки информации, обеспечить выработку согласованных решений.
Нам, законодателям, необходимо подготовить проект Федерального закона «О порядке разработки и реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и макрорегиона (Федеральный округ)».
Уважаемые коллеги!
Наш форум традиционно проводится в уникальной природно-экологической зоне Байкала.
Экологически чистая среда макрорегиона – наше конкурентное преимущество перед другими странами. По данным ЮНЕП[2], около 65% территории России состоит из экосистем, не испытавших существенного воздействия со стороны человека. Такие экосистемы поддерживают равновесие биосферы, препятствуют неблагоприятным изменениям климата.
На этом фоне разработка оптимального соотношения между экономическим развитием и сохранением уникальной природной среды Сибири становится приоритетной задачей России, решение которой имеет глобальное значение.
Совет Федерации последовательно поддерживает политику по сохранению окружающей среды. Вступили в действие новые Лесной и Водный кодексы.
Ведётся работа над законами, которые определят систему норм допустимого воздействия на природную среду и усилят экологическую ответственность.
В этом году Президент России издал указ, направленный на повышение экологической эффективности экономики[3]. Уверен, что и в будущем законодательство будет способствовать сбережению природы России. Однако усилий национального правительства недостаточно. Нужны коллективные действия мирового сообщества.
Уважаемые коллеги!
В последние годы проблема изменения климата стала ключевой в мировой политике.
Эти вопросы были в центре внимания саммита стран «Большой восьмёрки», прошедшего на острове Хоккайдо. Идёт подготовка нового международного соглашения, которое сменит Киотский протокол.
В рамках Комиссии Социалистического интернационала по устойчивому развитию мирового сообщества я сам работаю над проблемами негативного воздействия на природу и изменения климата.
Ясно уже то, что необходимы международные механизмы, которые бы позволили эффективно и своевременно реагировать на климатические изменения. В их числе – всемирная система мониторинга и прогнозирования изменений климата, международная служба спасения, а также система глобальных резервов. В этом ряду, полагаю, следует также рассмотреть возможность создания фонда страхования экологических и климатических рисков.
На недавнем заседании Комиссии, проходившем в Стокгольме, обсуждалась выработка справедливой политики в области передачи экологически чистых и безопасных технологий.
Многие передовые государства пока не готовы делиться новыми технологиями. Возникающее технологическое неравенство не способствует снижению объема вредных выбросов.
На мой взгляд, изменить ситуацию может создание специальной организации по распространению и передаче экологичных технологий в рамках ООН, аналогичной МАГАТЭ.
Считаю необходимым образование международного фонда накопления и внедрения чистых технологий. В такой фонд должны иметь возможность обращаться напрямую все, кто заинтересован в распространении технологий.
Именно внедрение чистых инновационных технологий обеспечит процветание Сибири и как промышленного центра, и как экологического резерва Земли.
Среди угроз, с которыми может столкнуться человечество в ближайшие десятилетия, следует назвать недостаток пресной воды. Глобальное водопотребление растет одновременно с уменьшением объема доступных водных ресурсов. Согласно прогнозам ООН к 2025 году около 4 миллиардов жителей Земли будут существовать в условиях водного дефицита.
В Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено около 80% водных ресурсов России. Только воды Байкала составляют 1/5 мировых запасов пресной воды.
Нарастающий дефицит воды – это фактор перестройки структуры мировой экономики. И России с её богатейшими водными ресурсами предоставляется очень хороший шанс завоевать передовые позиции на рынке водоёмкой продукции. Это такие, достаточно традиционные для России и обеспеченные ресурсами отрасли, как электроэнергетика, нефтехимия, целлюлозо-бумажное производство, ряд отраслей цветной металлургии и т.д.
Если страна, богатая дефицитной водой, найдёт адекватный отклик на запросы мировой экономики, то это укрепит не только её экономические, но и политические позиции в мире.
Одной из тем нашего форума является обеспечение экологической безопасности Байкальской природной территории. Моя принципиальная позиция состоит в том, что ответственность за загрязнение Байкала следует ужесточить. Для этого нужно внести изменения в действующее законодательство, в том числе в закон, касающийся охраны озера Байкал. Помимо этого, требуется более чётко прописать границы, статус и режим водоохранной зоны Байкала, а также обязательства и ответственность федеральных, региональных и местных властей.
В заключение, дорогие коллеги, уважаемые гости Байкальского экономического форума, я хочу всем нам пожелать успешной и плодотворной работы.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы