7 мая 2002
О ПОЛИТИКЕ
– Сергей Михайлович, здравствуйте. Вас беспокоит давний читатель “Известий” Семен Проскурин. Я внимательно слежу за политической жизнью, хотя должен сказать, что путаницы в последнее время в этом смысле очень много. Партии появляются чуть ли не каждый день. Вот мне, например, непонятно, почему Совет Федерации, который вы возглавляете, отклонил закон о выборах в региональные парламенты по партийным спискам? Чем так плох этот закон? И как вы лично голосовали?
– Я не голосовал, поскольку находился в командировке в Страсбурге. Но считаю, что мои коллеги поступили правильно, отклонив этот законопроект. Ведь там предусматривались обязательные выборы по партийным спискам уже через два месяца. То есть на приведение в соответствие местных законов отводилось всего ничего. Это абсолютно нереальный срок. В проекте ничего не говорилось о том, сколько партий может принять участие в выборах. А если, предположим, в регионе не зарегистрировано ни одного отделения федеральных партий – что тогда?
– Писали, что депутаты ЗакСа вроде бы обиделись на вас за такое решение Совета Федерации?
– Повторюсь, меня там не было в момент голосования. Тем не менее я не скрывал свою позицию. Городской парламент мог принять официальное решение с требованием к своему представителю Миронову голосовать так, а не иначе. И тогда у меня была бы дилемма. В случае неисполнения воли депутатов я понимал бы, что рискую быть отозванным. Но такого решения ЗакС не принимал, и я был свободен в выборе.
– Это означает, что выборы в питерский ЗакС пройдут по прежней схеме?
– Да, они должны состояться в декабре, и это очень хорошо. Через четыре года все партийные дела устаканятся. Надеюсь, что у каждой партии здесь будут мощные региональные отделения.
– Здравствуйте, земляк. Хочу задать вам вопрос, который у многих мыслящих людей в последние годы возникает. Не кажется ли вам, что с приходом к власти президента Путина в России вновь воцарилась атмосфера угодничества, пресмыкательства? Вождь сказал бороться с экстремизмом – и все борются (ну, или делают вид), вождь сказал заниматься спортом – и начинается информационная истерия уже по этому поводу. Создаются карманные партии, да и парламент, в общем-то, чем дальше, тем больше становится ручным. Вы считаете это нормальным?
– Не соглашусь по поводу партий и парламента. Реальная партия в России пока только одна – КПРФ. Она имеет свою идеологию, свой аппарат, свой четко выраженный электорат. Все остальное – это попытки создания партий. Что касается карманности парламента, то разве не свидетельствует об обратном отклонение предложенных Кремлем закона о выборах по партспискам и нового закона о СМИ? Совет Федерации – палата регионов. У нас есть своя позиция, и разногласий с правительством хватает.
– Из Выборга вас беспокоят, Сергей Михайлович. Недавно сенатором от Ленинградской области стал Валерий Голубев, который никогда в области не работал. Вам не кажется странным, что областной парламент избрал чужака? И еще. Не считаете ли вы, что в Совете Федерации слишком много москвичей. На каком основании они представляют интересы регионов, в которых не живут и к которым не имеют практически никакого отношения?
– Действительно, москвичей в Совете Федерации несколько десятков – около трети от общего числа сенаторов. Что тут можно сказать? Право каждого региона определять, кто лучше представит его интересы. Совершенно не обязательно, чтобы это был житель данной местности. Важнее, насколько эффективно он будет работать. Что касается Валерия Голубева, то я знаю его давно, мы четыре года проработали в питерском ЗакСе первого созыва. Грамотный, опытный, очень спокойный, разумный человек.
О ДУШЕ
– Сергей Михайлович, день добрый. Меня зовут Виктор Тихонович, я – католик. Считаю, что в последнее время государство начало кампанию против католической церкви. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.
– Я не считаю, что это, как вы выразились, кампания. Католицизм – традиционная конфессия для России, католики всегда были и всегда будут в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве. С другой стороны, я могу понять и озабоченность Русской православной церкви. Считаю, что все конфессии должны жить мирно и каждый человек вправе выбирать свое успокоение для души, которого ему не хватает в мирской жизни.
– Здравствуйте, вам звонят из Библиотеки имени Маяковского. Наш коллектив возмущен, почему накануне 300-летия пытаются уничтожить единственную общедоступную городскую библиотеку.
– Я в курсе этой проблемы. Часть ваших помещений собираются передать под религиозные нужды. Как это прокомментировать? Конечно, в свое время советская власть несправедливо поступила по отношению к церкви. Церковные здания надо возвращать. И если бы в этом здании размещалось все что угодно – магазин, ночной клуб, склад – не было бы никаких вопросов. Но там – библиотека. И значит, надо решать проблему по-государственному. Претензии церкви исторически обоснованы, но библиотека на Руси – это святое. Я бы сказал, не менее святое, чем церковь. Я не знаю готовых рецептов, но выбрасывать на улицу библиотеку – грешно, я в этом абсолютно убежден.
О ПЕТЕРБУРГЕ
– Здравствуйте, Сергей Михайлович. Меня зовут Марина, я недавно приехала из Америки после двухлетнего отсутствия. Первое, что бросилось в глаза и неприятно поразило, – подростки, пьющие пиво на улицах. Смотрится дико и нецивилизованно. Раньше такого не было. Я понимаю, что в казну города поступают огромные деньги от продажи этого напитка. Но ведь и вред, несомненно, велик. Намечаются ли меры по запрещению употребления алкоголя в общественных местах?
– Спасибо за вопрос. Пивные бутылки в руках молодых ребят и девчонок не могут вызывать никакой радости. Я хочу сказать о рекламе. Вы меня простите, но рекламу “Кто пойдет за “Клинским” не могу назвать иначе, как дебильной. Пивной алкоголизм развивается быстрее, чем водочный, а у молодежи тем более. Толкать детей на этот путь – безнравственно. Пиво – уважаемый в России напиток, но подобную рекламу необходимо законодательно запрещать. Пиво в руках у подростков – прямое следствие агрессивной телевизионной рекламы. Комиссия по молодежи Совета Федерации этот вопрос уже рассматривает. Надо что-то делать.
– Добрый день, с наступающими праздниками! Звонит ваш избиратель, в свое время голосовал за вас на выборах в Законодательное собрание. У нас, на Гражданке, как вы знаете, главная проблема – метро. Скажите, когда же наконец будет ликвидирован размыв?
– К сожалению, я не готов назвать срок, когда восстановится движение на участке “Лесная” – “Площадь Мужества”. От начала работы проходческого щита до пуска поездов должно пройти полтора-два года. Там возникли не финансовые, а технологические проблемы. Вот хочу пригласить руководителей “Метростроя” в Москву, чтобы выяснить, в чем дело и какая требуется помощь. Я давно говорил, что метро – это “мой объект” к юбилею Петербурга, я буду “долбить в одну точку” и сделаю все, чтобы ваши мучения закончились. Обещаю.
– Сергей Михайлович, в прессе постоянно обсуждаются взаимоотношения между петербургскими политиками. Такое ощущение, что все они друг друга ненавидят. Хочу спросить: как вы относитесь к Владимиру Яковлеву и не собираетесь ли сами баллотироваться в губернаторы Петербурга?
– Отношения с Владимиром Анатольевичем рабочие, конструктивные, хотя общаемся теперь реже. В губернаторы лично я не собираюсь.
– А что вы думаете по поводу громких уголовных дел, возбужденных в отношении сразу нескольких яковлевских заместителей?
– Под следствием – уже четвертый вице-губернатор, и это, конечно, не красит правительство города. В отличие от других, я не думаю, что здесь есть политический подтекст. Ситуация печальная. Хотя должен заметить, что факт возбуждения уголовного дела еще не означает доказанность вины.
– Господин спикер, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к идее переноса столицы в Петербург?
– Я никогда не был сторонником этой идеи. Очень не хочу, чтобы это произошло. У нас, петербуржцев, за последние десять лет сложился свой менталитет, свои устои. Армия чиновников будет для города непосильным бременем.
О ЮБИЛЕЕ
– Меня зовут Светлана Николаевна. Чем ближе к трехсотлетию Петербурга, тем больше об этом говорят. Судя по прессе, ожидается большой наплыв высокопоставленных гостей. В связи с этим вопрос: а смогут ли обыкновенные петербуржцы – такие, как я и мои друзья, – встретить юбилей города на его улицах. Или все будет перекрыто, и нам лучше загодя в эти дни уехать на природу?
– Очень хороший вопрос! Меры безопасности, конечно, нужны, но Комитет-300 должен услышать голос горожан и сделать так, чтобы именно петербуржцы были главными на этом празднике.
– Здравствуйте, это Сергей Михайлович, ваш тезка, правда, уже на пенсии. Скажите, нет ли опасений, что по прошествии юбилея Питер перестанет получать деньги из казны? Не скажут ли нам, что праздник прошел и теперь сосите лапу?
– Больной вопрос. Ориентироваться на юбилеи, под которые что-нибудь дадут, – недальновидная политика. Необходимо изыскивать возможности для привлечения инвестиций, прежде всего внутренних. Сказки про золотой дождь с Запада нужно забыть. У нас, условно говоря, “в чулках у бабушек” – два или три российских бюджета. Вот где источник, но эти деньги можно привлечь, только если будет доверие к власти. Над этим власть и должна думать. Не воспользоваться юбилеем было бы неразумно, тем более что праздник даже не общероссийский, а общемировой. Но за счет юбилеев далеко не уедешь.
О ПИТЕРСКИХ МОСКВИЧАХ
– Сергей Михайлович, скажите, как столичные чиновники относятся к петербуржцам, которых стало много во власти?
– Нормально относятся. Кстати, я не считаю, что их там много. Мало! В Петербурге замечательные вузы, которые готовят специалистов со знаком качества. Ведь главное – это профессиональная пригодность. Политическая культура Петербурга очень помогает при работе в Москве. Петербургское чиновничество более корректно, более внимательно к людям. Хотя и среди наших есть люди со стеклянными глазами.
– Кто станет следующим питерским москвичом?
– Не знаю, но не сомневаюсь, что кадровая подпитка будет продолжаться.
О ЛИЧНОМ
– Какую квартиру вам предоставили в Москве и где живет ваша семья?
– Семья живет в Петербурге, дочь заканчивает 11-й класс. Квартиры в Москве у меня нет, на днях перебрался из гостиницы на служебную дачу. Если раньше добирался до работы 7 минут, то теперь придется 35-40.
– Как вас лично охраняют?
– Рядом со мной постоянно находится охрана, радости мне это не приносит. Но ребята хорошие, я с ними подружился. Вроде, уже как члены семьи.
– Скажите, кто из московских политиков вам наиболее симпатичен?
– (Смеется). Попробуйте догадаться с трех раз?
– Думаю, Валентина Матвиенко.
– Нет, не угадали. Наш земляк – Владимир Путин.
– А еще кто?
– Готов этим ограничиться. То, что делает президент, я воспринимаю как очень большой позитив для России и готов всячески ему помогать.
– Меня зовут Елена Гарикова. Выражаю вам свое восхищение в связи с вашим отказом от встречи с Арафатом и поддержкой военного журналиста Григория Пасько. Вы не изменили своего мнения?
– Спасибо за поддержку. Не только не изменил, у меня все основания полагать, что ближайшее время докажет мою правоту.
– Вас не смущает, что практически все политики были против вашего шага?
– К счастью, “практически все” – это большое преувеличение. К тому же легко оценивать то или иное действие эмоционально, по горячим следам. Время покажет, кто был прав.
Публикацию подготовил Дмитрий НОВИК
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: ИЗ ВСЕХ ПОЛИТИКОВ ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН МНЕ НАИБОЛЕЕ СИМПАТИЧЕН.
// “Известия Петербург” (Санкт-Петербург).- 07.05.2002.- №077.- с.10